Description
Логофобия (глоссофобия). Это патологический страх публичных выступлений. Он сопровождает течение заикания, мутизма, дислалии, а иногда проявляется как часть социальной фобии. В случае с логофобией возникает постоянный страх речевых приступов, боязнь быть высмеянными окружающими, болезненная фиксация на дефекте речи, благодаря чему пациенты избегают ситуаций общения. Боязнь речи выявляется при наблюдении, беседе и заполнении речевых анкет. Лечение логофобии проводится посредством когнитивно-поведенческой терапии, обучения речи, освоения техник релаксации и коррекции логопедов.
Classification
Логофобия - это фобическое расстройство. Это можно выразить несколькими способами:
• Звуковая фобия. Страх издавать определенные «трудные» звуки;
• Вербофобия. Страх произнести сложные слова;
• Лалофобия. Страх заикания на языке, связанный с заиканием;
• Пирафобия. Боится выступать на сцене перед большой аудиторией.
В своем развитии логофобия проходит три фазы:
• Страх изначально возникает непосредственно во время разговора и наиболее ярко проявляется в особенно волнующих ситуациях.
• На втором этапе логофобия возникает уже на этапе языкового планирования до начала разговора.
• На третьем этапе боязнь языка возникает, когда возникает мысль о необходимости разговора, речи или воспоминания о негативном языковом опыте.
• Звуковая фобия. Страх издавать определенные «трудные» звуки;
• Вербофобия. Страх произнести сложные слова;
• Лалофобия. Страх заикания на языке, связанный с заиканием;
• Пирафобия. Боится выступать на сцене перед большой аудиторией.
В своем развитии логофобия проходит три фазы:
• Страх изначально возникает непосредственно во время разговора и наиболее ярко проявляется в особенно волнующих ситуациях.
• На втором этапе логофобия возникает уже на этапе языкового планирования до начала разговора.
• На третьем этапе боязнь языка возникает, когда возникает мысль о необходимости разговора, речи или воспоминания о негативном языковом опыте.
Reasons
Заикание.
В большей степени логофобия выражается невротическим заиканием, в меньшей степени - аналогичным неврозом. В присутствии родственников и знакомых боязнь речи может отсутствовать, однако в окружении посторонних, в незнакомой обстановке ситуация выходит из-под контроля. Логофобия может усиливаться при разговоре по телефону, при общении с человеком противоположного пола, коллегами или взрослыми.Речевой невроз выражается в навязчивом страхе развития судорожной нерешительности при произнесении звука, слова, фразы, предложения. Беспокойство и беспокойство усиливаются из-за боязни публичных насмешек. Тревожное ожидание - фактор, который еще больше ограничивает голосовые, артикуляционные и дыхательные мышцы. Поэтому с началом речи судорожные колебания усиливаются. В этом состоянии заика говорит не то, что задумал, а то, что ему легче произнести. Иногда человек молчит, перестает отвечать на вопросы, замыкается на себе.
В результате логофобии пациент со временем начинает избегать вербального контакта, старается больше общаться письменно. Постоянные затруднения в разговоре вызывают развитие невротических реакций. Иногда следствием боязни говорить является обида, гнев, чрезмерная агрессия.
Признаками речевого беспокойства также являются тремор рук, тремор ног, сердцебиение, тошнота, потливость. Отмечаются головная боль, чувство напряжения и боли в шее. Общее психологическое состояние характеризуется депрессией, депрессией, заниженной самооценкой, неуверенностью в себе. Внешне люди, страдающие логофобией, замкнуты, молчат, бесконтактны. При этом внутренне они очень хотят общаться, однако из-за своих страхов боятся преодолеть этот барьер.
Possible complications
При логофобии существует опасность аддиктивного поведения. Для мужества» и «раскрепощения» перед началом устной речи человек может употреблять алкоголь или наркотики. В других случаях перед публичным выступлением возникает необходимость в определенных навязчивых ритуалах, которые со временем перерастают в обсессивно-компульсивный синдром. Следствием логофобии может стать отказ от посещения общественных мест, уход из профессии или с престижного места работы, добровольная самоизоляция.
Diagnostics
Диагностическая тактика направлена на выявление причины логофобного синдрома, определение степени тяжести заболевания и сопутствующих состояний. Сначала к диагностике привлекаются психотерапевты и логопеды, а при необходимости - клинические специалисты. На практике используются следующие методы:
• Наблюдение и беседа. При наблюдении со стороны диагност фиксирует наличие дефектов речи, затруднения речи при определенных условиях, сопутствующие проявления логофобии (вегетативные симптомы, психологические особенности). Во время разговора испытуемого спрашивают, при каких обстоятельствах и с кем сложнее установить устный контакт.
• Речевые анкеты. Дополнительным диагностическим инструментом являются методы тестирования (авторы Л. Миссуловин, Р. Эриксон). Специальные тесты помогают выявить у пациента наличие логофобии, определить выраженность переживаний по поводу его речи, степень фиксации на речевой проблеме.
• Диагностика устной речи. Логопед исследует состояние фонетических, фонетико-фонематических аспектов речи, просодических компонентов, темпо-ритмических характеристик. На основании этого делается вывод о наличии первичного дефекта речи (заикание, дислалия).
Некоторым пациентам с логофобией может дополнительно потребоваться неврологическое обследование (ЭЭГ, МРТ головного мозга), стоматологическая диагностика (осмотр ротовой полости, рентген зубов), обследование желудочно-кишечного тракта (гастроскопия, УЗИ брюшной полости. ), верхних дыхательных путей (ЛОР-эндоскопия).
• Наблюдение и беседа. При наблюдении со стороны диагност фиксирует наличие дефектов речи, затруднения речи при определенных условиях, сопутствующие проявления логофобии (вегетативные симптомы, психологические особенности). Во время разговора испытуемого спрашивают, при каких обстоятельствах и с кем сложнее установить устный контакт.
• Речевые анкеты. Дополнительным диагностическим инструментом являются методы тестирования (авторы Л. Миссуловин, Р. Эриксон). Специальные тесты помогают выявить у пациента наличие логофобии, определить выраженность переживаний по поводу его речи, степень фиксации на речевой проблеме.
• Диагностика устной речи. Логопед исследует состояние фонетических, фонетико-фонематических аспектов речи, просодических компонентов, темпо-ритмических характеристик. На основании этого делается вывод о наличии первичного дефекта речи (заикание, дислалия).
Некоторым пациентам с логофобией может дополнительно потребоваться неврологическое обследование (ЭЭГ, МРТ головного мозга), стоматологическая диагностика (осмотр ротовой полости, рентген зубов), обследование желудочно-кишечного тракта (гастроскопия, УЗИ брюшной полости. ), верхних дыхательных путей (ЛОР-эндоскопия).
Rehabilitation and outpatient treatment
Логофобию невозможно устранить, не устранив ее причину. Поскольку боязнь речи относится к категории фобических расстройств, в основе лечения лежат медицинские меры. При необходимости проводится курс медикаментозной терапии с помощью антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков. Назначаются обще оздоровительные процедуры, снижающие возбудимость нервной системы:
• физиотерапия (электросон, электрофорез);
• общие ванны (хвойные, углекислотные, кислородные);
• физиотерапия;
• различные виды массажа (шейно-воротниковая зона, нейроседативный).
• физиотерапия (электросон, электрофорез);
• общие ванны (хвойные, углекислотные, кислородные);
• физиотерапия;
• различные виды массажа (шейно-воротниковая зона, нейроседативный).
Treatment
Логопедическая помощь требуется пациентам с заиканием, связанным с языком. Цель занятий по Дислалии - наладить правильное произношение с последующей автоматизацией приобретенных навыков. Для подготовки органов речи выполняются артикуляционные упражнения и логопедический массаж. Работа считается выполненной после того, как все трудные звуки точно произнесены, введены в язык и свободно использованы во всех ситуациях общения.
Задача корректирующих упражнений на заикание - без колебаний развить и закрепить новые языковые способности. В кабинете логопеда отрабатывается техника беглой речи, проводится логотип-массаж, дыхательный голос, ритмы логопеда. Эффективна аудиотерапия по методу Томатиса.
Языковая подготовка организована для развития коммуникативных функций и преодоления логофобии. Речевые и эмоциональные нагрузки постепенно усложняются. Отработка навыка «говорить без страха» осуществляется в разных ситуациях и обстоятельствах: в школе, в магазине, на улице, с друзьями незнакомцев.
В обязательном порядке необходимо наблюдать положительную динамику лечения, хвалить пациента, вселять уверенность в его силы и способность говорить. Даже после прохождения полного курса терапии пациенту, страдающему логофобией, необходимо продолжить самообучение и обучение речи, а при необходимости - обратиться к специалистам.
• психотерапия (рациональная, когнитивно-поведенческая, игровая);
• аутогенная тренировка;
• Нейро-лингвистическое программирование;
• гипнотерапия;
• биологическая обратная связь.
Логопедические занятия эффективны при логофобии, вызванной заиканием и дислалией.
Задача корректирующих упражнений на заикание - без колебаний развить и закрепить новые языковые способности. В кабинете логопеда отрабатывается техника беглой речи, проводится логотип-массаж, дыхательный голос, ритмы логопеда. Эффективна аудиотерапия по методу Томатиса.
Языковая подготовка организована для развития коммуникативных функций и преодоления логофобии. Речевые и эмоциональные нагрузки постепенно усложняются. Отработка навыка «говорить без страха» осуществляется в разных ситуациях и обстоятельствах: в школе, в магазине, на улице, с друзьями незнакомцев.
В обязательном порядке необходимо наблюдать положительную динамику лечения, хвалить пациента, вселять уверенность в его силы и способность говорить. Даже после прохождения полного курса терапии пациенту, страдающему логофобией, необходимо продолжить самообучение и обучение речи, а при необходимости - обратиться к специалистам.
Психокоррекция.
Психотерапевтическая помощь направлена на снижение тревожности, преодоление речевых затруднений и освоение техник релаксации. Психокоррекция проводится давно, иногда требуется больше года, чтобы преодолеть свои страхи и научиться контролировать себя. При логофобии успешно используются следующие методы:• психотерапия (рациональная, когнитивно-поведенческая, игровая);
• аутогенная тренировка;
• Нейро-лингвистическое программирование;
• гипнотерапия;
• биологическая обратная связь.
Логопедические занятия эффективны при логофобии, вызванной заиканием и дислалией.