ICD-10 codes
Description
Аграмматизм. Это неспособность строить или понимать грамматические конструкции. Аграмматизмы встречаются в устной и письменной речи. Они характерны для начального периода речевого развития, а также для людей с общим недоразвитием речи, двуязычием, афазией, нарушением слуха, дисграфией. Диагностируется при речевом и устном осмотре, нейропсихологических пробах. Коррекционно-восстановительное обучение по преодолению аграмматизма направлено на улучшение грамматических категорий языка.
Classification
В зависимости от типа расстройства (внутреннего или внешнего языка) в логопедической практике выделяют два типа аграмматизма:
• впечатляет. Нарушается понимание смысла грамматических фраз;
• выразительный. Умение правильно использовать падежные формы, предлоги и гармонизацию слов при самостоятельном выражении не формируется и не распадается.
В зависимости от уровня образованности грамматических процессов различают три степени аграмматизма (от сложной до легкой):
• В языке используются неразделенные предложения (с одним словом). Написание и повторение сложных фраз затруднительно.
• Предложения короткие, синтаксические связи между структурными компонентами нарушены. Страдает повторяющийся язык.
• Есть ошибки в склонении членов предложения, иначе независимая фраза оформлена правильно. При повторении определенной фразы ошибок не возникает.
• впечатляет. Нарушается понимание смысла грамматических фраз;
• выразительный. Умение правильно использовать падежные формы, предлоги и гармонизацию слов при самостоятельном выражении не формируется и не распадается.
В зависимости от уровня образованности грамматических процессов различают три степени аграмматизма (от сложной до легкой):
• В языке используются неразделенные предложения (с одним словом). Написание и повторение сложных фраз затруднительно.
• Предложения короткие, синтаксические связи между структурными компонентами нарушены. Страдает повторяющийся язык.
• Есть ошибки в склонении членов предложения, иначе независимая фраза оформлена правильно. При повторении определенной фразы ошибок не возникает.
Reasons
Дошкольный возраст.
Усвоение основных грамматических форм родного языка происходит в первые 3-5 лет жизни. Дети накапливают значительный словарный запас, овладевают навыками словообразования и словообразования, правильно понимают и употребляют предлоги, используют простые и сложные предложения.В речи дошкольников и младших школьников могут появляться индивидуальные аграмматизмы. Как правило, они связаны с употреблением низкочастотных слов, сложных грамматических выражений и исключениями из правил русского языка. Однако при нормальном языковом развитии грамматические ошибки постепенно исчезают из языкового употребления ребенка.
• ОНР 2 уровня. Начальный этап грамматического образования. Существует множество аграмматизмов: неправильная замена слов лицами и числами, смешение падежей, ошибки согласования, неправильное употребление предлогов.
• ОНР 3 уровня. Правильно используются простые грамматические формы. Аграмматы возникают, когда слова согласовываются, используются предлоги и падающие, а также делается ударение.
• ОНР 4 уровня. Остаточные ошибки остаются в словообразовании с использованием суффиксов, склонения множественного числа существительных и использования составных предлогов.
• Семантическая афазия. Главный минус - впечатляющая аграматичность. Пациенты теряют способность понимать сложные (временные, пространственные) логико-грамматические отношения.
Diagnostics
Выявление аграматизма в письменной и устной речи производится логопедом-дефектологом во время педагогического экзамена. Для оценки состояния ГМФ необходима консультация нейропсихолога. Общий план диагностики состоит из следующих этапов:
• Диагностика устной речи. Исследование лексики и грамматики является приоритетом. Изучается словарный запас, умение образовывать слова с приставками и суффиксами, изменение слов по числам, полу, падежам. Задания включают повторение текста, составление рассказа по сюжету и серии фотографий. При всестороннем обследовании выявляются морфологические аграматизм.
• Диагностика письменной речи. Письменные работы изучаются студентами. Студентам предлагается составлять предложения с картинками и ссылочными словами для написания презентаций. При выполнении письменных заданий, как правило, используется синтаксическая и семантическая грамматика.
• Обследование на афазию. У пациентов с афатическими расстройствами исследуются понимание языка (вопросы, инструкции) и способность говорить (автоматизированная, повторяющаяся, спонтанная речь, наименование предметов, составление рассказов). Анализируется умение писать и читать. Экзамен может выявить выразительный или яркий аграмматизм.
• Нейропсихологическая диагностика. В рамках нейропсихологического подхода оценивается способность человека программировать, регулировать и контролировать речевой акт, особенности обработки слуховой речи и зрительно-пространственной информации. При наличии аграмматизмов выявляются нейродинамические нарушения, участвующие в организации языковой деятельности.
Коррекция аграмматизма.
• Диагностика устной речи. Исследование лексики и грамматики является приоритетом. Изучается словарный запас, умение образовывать слова с приставками и суффиксами, изменение слов по числам, полу, падежам. Задания включают повторение текста, составление рассказа по сюжету и серии фотографий. При всестороннем обследовании выявляются морфологические аграматизм.
• Диагностика письменной речи. Письменные работы изучаются студентами. Студентам предлагается составлять предложения с картинками и ссылочными словами для написания презентаций. При выполнении письменных заданий, как правило, используется синтаксическая и семантическая грамматика.
• Обследование на афазию. У пациентов с афатическими расстройствами исследуются понимание языка (вопросы, инструкции) и способность говорить (автоматизированная, повторяющаяся, спонтанная речь, наименование предметов, составление рассказов). Анализируется умение писать и читать. Экзамен может выявить выразительный или яркий аграмматизм.
• Нейропсихологическая диагностика. В рамках нейропсихологического подхода оценивается способность человека программировать, регулировать и контролировать речевой акт, особенности обработки слуховой речи и зрительно-пространственной информации. При наличии аграмматизмов выявляются нейродинамические нарушения, участвующие в организации языковой деятельности.
Коррекция аграмматизма.
Treatment
Коррекционное обучение детей с ОНП проводится в специализированных логопедических группах дошкольных образовательных учреждений, начиная с 4-х летнего возраста. Агматизм необходимо преодолевать с начала учебного года. На занятиях логопед уточняет и расширяет лексический запас у детей, развивает понимание речи, тренирует навыки флексии, словообразования, употребления общих и сложных простых предложений. По мере совершенствования лексических и грамматических средств развивается связная речь, формируется способность составлять рассказ, излагать услышанное.
При этом устраняются фонетические пространства, фонематическая недоразвитость и нарушение слоговой структуры. В подготовительной группе они работают над тренировкой базовых навыков чтения и письма. В тренировочном процессе используют физкультуру, артикуляционную гимнастику, фонетический ритм, упражнения на развитие мелкой моторики, по показаниям - логопедический массаж.
Поскольку письменные грамматики являются следствием общей неразвитости речи, их корректируют в тех же основных направлениях. Дополнительное внимание уделяется изучению морфологического состава слова и синтаксической структуры предложения. Закрепление грамматических норм и правил происходит не только в устных, но и в письменных упражнениях.
После растормаживания устной речи у пациентов с моторной афазией они переходят к развитию правильных артикуляционных и переключающих позы, преодолению грамматических искажений (составление подробных предложений, правильное использование предлогов и союзов ), Восстановлению чтения и письма.
Основная задача при динамической афазии - стимулировать речь, практиковать флексию и строить фразы из различных синтаксических моделей. Для преодоления аграматизма у пациентов с акустико-мнестической афазией ведутся работы по расширению слухоречевой памяти, позволяющей составлять сложные предложения.
При этом устраняются фонетические пространства, фонематическая недоразвитость и нарушение слоговой структуры. В подготовительной группе они работают над тренировкой базовых навыков чтения и письма. В тренировочном процессе используют физкультуру, артикуляционную гимнастику, фонетический ритм, упражнения на развитие мелкой моторики, по показаниям - логопедический массаж.
Поскольку письменные грамматики являются следствием общей неразвитости речи, их корректируют в тех же основных направлениях. Дополнительное внимание уделяется изучению морфологического состава слова и синтаксической структуры предложения. Закрепление грамматических норм и правил происходит не только в устных, но и в письменных упражнениях.
Коррекция.
Занятия логопедом следует начинать параллельно с лечебными мероприятиями или сразу после них. Итак, уход за детьми с проблемами слуха, прежде всего, должен включать в себя рациональные слуховые аппараты, занятия с аудиологом. В случае инсульта, вызванного афазией, требуются комплексные лекарства, нейропсихологическая, физическая и речевая реабилитация. При тахиллии получается благоприятный фон для коррекции логопеда с помощью физиотерапии, водолечения и курса массажа. Логопедическая тактика определяется с учетом основного синдрома.После растормаживания устной речи у пациентов с моторной афазией они переходят к развитию правильных артикуляционных и переключающих позы, преодолению грамматических искажений (составление подробных предложений, правильное использование предлогов и союзов ), Восстановлению чтения и письма.
Основная задача при динамической афазии - стимулировать речь, практиковать флексию и строить фразы из различных синтаксических моделей. Для преодоления аграматизма у пациентов с акустико-мнестической афазией ведутся работы по расширению слухоречевой памяти, позволяющей составлять сложные предложения.