|
Другие названия и синонимы
Dyspraxia, Синдром неуклюжести.Описание
Диспраксия - это расстройство двигательной сферы, характеризующееся затруднением и неточностью выполнения намеренных двигательных действий. Диспраксия характеризуется различными видами двигательных нарушений: неуклюжестью, плохой координацией, неловкими движениями рук, неточной артикуляцией и трудностями при письме. Нарушение выявляется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка; из лечебных методов диагностики используются ЭЭГ и ПЭ. В курс терапии входит физическая реабилитация (физиотерапия, массаж), нейрокоррекция (сенсорная интеграция, стимуляция мозжечка), логопедия (логопедия, ритмический логотип).
Дополнительные факты
Диспраксия (синдром неуклюжести) - трудности с планированием и выполнением точных движений. Он встречается примерно у каждого 12-го ребенка в возрасте 5-7 лет (по другим данным, у 2-20% детей в популяции). У мальчиков это заболевание регистрируется в 4 раза чаще, чем у девочек. Диспраксия негативно влияет на повседневную активность ребенка, уход за собой, успеваемость в школе, поведение, общение, поэтому требует своевременной адресной коррекции.
Причины
Чаще всего диспраксия развивается в долгосрочной перспективе после минимального перинатального повреждения центральной нервной системы. В его основе лежат функциональные нарушения высших корковых функций, обеспечивающих формирование праксиса. Дети с диспраксией не страдают параличом, парезом, мышечной дистонией, различными заболеваниями, которые могут привести к двигательной дисфункции. Причинами последующих нарушений опорно-двигательного аппарата в детстве являются:
• патология беременности (болезни беременных, токсикоз);
• ненормальное течение родов (затяжные роды, затяжной безводный период, экстренное кесарево сечение);
• патология новорожденного (легкая асфиксия, недоношенность, переношенность, стойкая желтуха новорожденных);
• неблагоприятные социальные и образовательные условия (сенсорная депривация, гипопомощь).
Также в настоящее время не исключена генетическая природа диспраксии, а двигательная неуклюжесть и неуклюжесть - семейная черта. У некоторых детей невозможно отследить вероятный этиофактор.
• патология беременности (болезни беременных, токсикоз);
• ненормальное течение родов (затяжные роды, затяжной безводный период, экстренное кесарево сечение);
• патология новорожденного (легкая асфиксия, недоношенность, переношенность, стойкая желтуха новорожденных);
• неблагоприятные социальные и образовательные условия (сенсорная депривация, гипопомощь).
Также в настоящее время не исключена генетическая природа диспраксии, а двигательная неуклюжесть и неуклюжесть - семейная черта. У некоторых детей невозможно отследить вероятный этиофактор.
Патогенез
Патогенное ядро диспраксии - это задержка созревания корковых и подкорковых структур, обеспечивающих различные типы моторики. В реализации двигательного намерения задействована сложная цепочка взаимодействий различных структур мозга.
Решение о выполнении целевого движения происходит в лимбической коре и таламусе. Префронтальная, височно-затылочная и теменная ассоциативные зоны, а также центральные серые ядра отвечают за формирование плана двигательных действий, основанного на различных сенсорных стимулах.
На этапе программирования внутренних движений вовлекаются моторная и премоторная кора, таламус, мозжечок и базальные ядра. Наконец, моторная кора, вестибулярная система, мотонейроны спинного мозга и периферические мышцы (скелетные, суставные и лицевые мышцы) участвуют в непосредственном выполнении двигательного акта.
При диспраксии наблюдается задержка и функциональное несоответствие активности указанных структур, что приводит как к нарушению общей моторики, так и к частичному недоразвитию практики (речевой, зрительно-пространственной, конструктивной и ).
В рамках патогенетического подхода различают первичную диспраксию, обусловленную незрелостью моторного анализатора и пирамидных путей, и вторичную, связанную с нарушением обработки сенсорных стимулов. Вторичная форма встречается чаще и тяжелее. Нарушение произвольных движений у взрослых называется апраксией.
Решение о выполнении целевого движения происходит в лимбической коре и таламусе. Префронтальная, височно-затылочная и теменная ассоциативные зоны, а также центральные серые ядра отвечают за формирование плана двигательных действий, основанного на различных сенсорных стимулах.
На этапе программирования внутренних движений вовлекаются моторная и премоторная кора, таламус, мозжечок и базальные ядра. Наконец, моторная кора, вестибулярная система, мотонейроны спинного мозга и периферические мышцы (скелетные, суставные и лицевые мышцы) участвуют в непосредственном выполнении двигательного акта.
При диспраксии наблюдается задержка и функциональное несоответствие активности указанных структур, что приводит как к нарушению общей моторики, так и к частичному недоразвитию практики (речевой, зрительно-пространственной, конструктивной и ).
В рамках патогенетического подхода различают первичную диспраксию, обусловленную незрелостью моторного анализатора и пирамидных путей, и вторичную, связанную с нарушением обработки сенсорных стимулов. Вторичная форма встречается чаще и тяжелее. Нарушение произвольных движений у взрослых называется апраксией.
Классификация
В психологии диспраксия классифицируется по разным критериям определения. У ребенка могут быть разные типы диспраксических расстройств, как внутри одной группы, так и в нескольких:
1. С механизмом:
• кинетический (моторный). Затрудненное переключение с одного элемента движения на другой; возникает при вовлечении премоторной коры левого полушария;
• кинестетический (чувствительный). Сложность в поиске образа жизни, осанки; указывает на поражение нижней теменной коры слева.
2. По дизайну:
• идеомотор. Невозможно выполнять действия по команде с безопасностью самопроизвольных движений;
• идейный. Страдает план выполнения действия, серия последовательных движений при выполнении любой сложной операции.
3. По типу бизнеса:
• конструктивная. Сложность изготовления целого из частей (складывание вырезанного изображения, сборка конструктора);
• пространственный. Дезорганизация движений в пространстве, отсутствие сформированности понятий «вперед-назад», «слева-направо», «верх-низ»;
• графомотор. Затруднение в нанесении графических символов (цифр, букв);
• выразительный. Неспособность отобразить спектр эмоций с помощью мимических мышц.
4. По местонахождению:
• Палец. Затруднения при воспроизведении движений пальцев.
• устный. Затрудненное движение губ и языка.
• артикуляторный. Затруднения в воспроизведении структур органов речи, сопровождающиеся нарушениями произношения.
1. С механизмом:
• кинетический (моторный). Затрудненное переключение с одного элемента движения на другой; возникает при вовлечении премоторной коры левого полушария;
• кинестетический (чувствительный). Сложность в поиске образа жизни, осанки; указывает на поражение нижней теменной коры слева.
2. По дизайну:
• идеомотор. Невозможно выполнять действия по команде с безопасностью самопроизвольных движений;
• идейный. Страдает план выполнения действия, серия последовательных движений при выполнении любой сложной операции.
3. По типу бизнеса:
• конструктивная. Сложность изготовления целого из частей (складывание вырезанного изображения, сборка конструктора);
• пространственный. Дезорганизация движений в пространстве, отсутствие сформированности понятий «вперед-назад», «слева-направо», «верх-низ»;
• графомотор. Затруднение в нанесении графических символов (цифр, букв);
• выразительный. Неспособность отобразить спектр эмоций с помощью мимических мышц.
4. По местонахождению:
• Палец. Затруднения при воспроизведении движений пальцев.
• устный. Затрудненное движение губ и языка.
• артикуляторный. Затруднения в воспроизведении структур органов речи, сопровождающиеся нарушениями произношения.
Клиническая картина
Все проявления диспраксии у детей сгруппированы в 4 группы: проблемы с движением и равновесием; Трудности с подвижными играми; Нарушения речи; графические трудности.
Дети с диспраксией обычно позже осваивают различные двигательные навыки: с задержкой они начинают катиться, сидеть, ползать и ходить. Вы постепенно учитесь самостоятельно пить и есть и с трудом можете обращаться со столовыми приборами. Отмечается неловкость при выполнении точных действий: одевание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, взаимодействие с игрушками. Дети с диспраксией часто «выпадают из рук», у них плохая координация движений - они постоянно спотыкаются «на ровном месте», падают, натыкаются на препятствия (мебель, других людей), «не влезают» в двери.
Ребенку с диспраксией неудобно заниматься различными подвижными играми, особенно с предметами. Плохо ловит, бросает и пинает мяч, прыгает через скакалку. Сложно научиться кататься на велосипеде, самокате, коньках (ребенок долго не может научиться удерживать равновесие). Как правило, дети не любят играть со конструкторами, собирать пазлы, работать с бумагой и ножницами.
Артикуляторная диспраксия проявляется паузами, искажениями, заменой сложных звуков более простыми. Отмечаются нечеткое и неточное произношение, перестановка и удаление слогов. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку, плохо рисует, медленно пишет и плохо пишет.
Ассоциированные симптомы: Замена звуков. Искажение звуков. Ротацизм. Сигматизм.
Дети с диспраксией обычно позже осваивают различные двигательные навыки: с задержкой они начинают катиться, сидеть, ползать и ходить. Вы постепенно учитесь самостоятельно пить и есть и с трудом можете обращаться со столовыми приборами. Отмечается неловкость при выполнении точных действий: одевание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, взаимодействие с игрушками. Дети с диспраксией часто «выпадают из рук», у них плохая координация движений - они постоянно спотыкаются «на ровном месте», падают, натыкаются на препятствия (мебель, других людей), «не влезают» в двери.
Ребенку с диспраксией неудобно заниматься различными подвижными играми, особенно с предметами. Плохо ловит, бросает и пинает мяч, прыгает через скакалку. Сложно научиться кататься на велосипеде, самокате, коньках (ребенок долго не может научиться удерживать равновесие). Как правило, дети не любят играть со конструкторами, собирать пазлы, работать с бумагой и ножницами.
Артикуляторная диспраксия проявляется паузами, искажениями, заменой сложных звуков более простыми. Отмечаются нечеткое и неточное произношение, перестановка и удаление слогов. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку, плохо рисует, медленно пишет и плохо пишет.
Ассоциированные симптомы: Замена звуков. Искажение звуков. Ротацизм. Сигматизм.
Возможные осложнения
|
Дети часто имеют поведенческие проблемы, многие из которых страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Для детей с диспраксией типичны нарушения успеваемости, связанные с дисграфией, дислексией.
Диагностика
В международной практике принято использовать диагностическую шкалу DSM-IV, которая устанавливает следующие критерии диспраксии:
• Сильное недоразвитие мотора.
• Нарушение моторики ухудшает повседневную активность и успеваемость.
• Нарушения координации не являются результатом других органических заболеваний.
• Неловкость моторики не связана с повсеместным нарушением развития.
• сRA не влияет на тяжесть двигательных нарушений.
К диагностике детей с диспраксией привлекаются детские неврологи, нейропсихологи и логопеды. Вся необходимая информация получена в результате клинической, нейрофизиологической, нейропсихологической, логопедической диагностики.
• Клинические и анамнестические данные. Большинство детей с диспраксией имеют неблагоприятный перинатальный анамнез, задержку моторного и речевого развития. Отмечаются истощение внимания, трудности с засыпанием, беспокойство. Характерна неуклюжесть, шаткость осанки.
• Электрофизиологические исследования. Запись ЭЭГ позволяет подтвердить функциональную природу нарушений головного мозга. Также исследуются вызванные потенциалы различной модальности (когнитивные, зрительные, соматосенсорные, слуховые), проводится электронейромиография, исключающая органическую природу двигательных нарушений.
• Нейропсихологическое обследование. Тесты и испытания проводятся для выявления нарушений различных видов практики. Наиболее показательны тесты Хеда, Озерецкого, «кулак-ребро-ладонь», графические тесты, прыжковые тесты ;
• Логопедический экзамен. При диспраксии у детей возникают трудности с сохранением и повторением положений суставов. Продемонстрировать различные типы дефектов звуковой артикуляции. Лексико-грамматическое развитие в пределах возрастной нормы.
• Сильное недоразвитие мотора.
• Нарушение моторики ухудшает повседневную активность и успеваемость.
• Нарушения координации не являются результатом других органических заболеваний.
• Неловкость моторики не связана с повсеместным нарушением развития.
• сRA не влияет на тяжесть двигательных нарушений.
К диагностике детей с диспраксией привлекаются детские неврологи, нейропсихологи и логопеды. Вся необходимая информация получена в результате клинической, нейрофизиологической, нейропсихологической, логопедической диагностики.
• Клинические и анамнестические данные. Большинство детей с диспраксией имеют неблагоприятный перинатальный анамнез, задержку моторного и речевого развития. Отмечаются истощение внимания, трудности с засыпанием, беспокойство. Характерна неуклюжесть, шаткость осанки.
• Электрофизиологические исследования. Запись ЭЭГ позволяет подтвердить функциональную природу нарушений головного мозга. Также исследуются вызванные потенциалы различной модальности (когнитивные, зрительные, соматосенсорные, слуховые), проводится электронейромиография, исключающая органическую природу двигательных нарушений.
• Нейропсихологическое обследование. Тесты и испытания проводятся для выявления нарушений различных видов практики. Наиболее показательны тесты Хеда, Озерецкого, «кулак-ребро-ладонь», графические тесты, прыжковые тесты ;
• Логопедический экзамен. При диспраксии у детей возникают трудности с сохранением и повторением положений суставов. Продемонстрировать различные типы дефектов звуковой артикуляции. Лексико-грамматическое развитие в пределах возрастной нормы.
Реабилитация и амбулаторное лечение
Детям с диспраксией требуется обширная коррекция моторики. Для них полезны различные виды физических нагрузок (езда на велосипеде и балансировке, катание на роликах, прыжки на батуте, плавание и ), Подвижные игры на ловкость, точность движений. Из используемых лечебных методов:
• ЛФК. Курсы на стабилоплатформе и виброплатформе, ЛФК, гидрокинезотерапия;
• Физиотерапия. Транскраниальная микрополяризация, электромиостимуляция;
• массаж. Общее самочувствие, ШВЗ, конечности, позвоночник.
• ЛФК. Курсы на стабилоплатформе и виброплатформе, ЛФК, гидрокинезотерапия;
• Физиотерапия. Транскраниальная микрополяризация, электромиостимуляция;
• массаж. Общее самочувствие, ШВЗ, конечности, позвоночник.
Лечение
В рамках этого подхода широко используются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На уроках детские психологи используют суджок-терапию, пальцевую гимнастику и бодиборд. С младшими организуются сенсомоторные игры, со старшими - сеансы песочной терапии и арт-терапии. При диспраксии показаны тренировки на доске для баланса - стимуляция мозжечка.
Логопедическая работа строится на выявленных нарушениях устной и письменной речи. Во-первых, проясняется артикуляция проблемных звуков и существующих дефектов. В рамках подготовительного этапа проводится массаж органов сустава, пассивная и активная гимнастика. После развития необходимой кинестезии переходят к звукообразованию, к звуковому объединению. В структуру курса коррекции артикуляционной диспраксии входят элементы фонетической и речевой ритмики.
Логопедическая работа строится на выявленных нарушениях устной и письменной речи. Во-первых, проясняется артикуляция проблемных звуков и существующих дефектов. В рамках подготовительного этапа проводится массаж органов сустава, пассивная и активная гимнастика. После развития необходимой кинестезии переходят к звукообразованию, к звуковому объединению. В структуру курса коррекции артикуляционной диспраксии входят элементы фонетической и речевой ритмики.
Прогноз
С помощью целенаправленной психолого-педагогической коррекции большинству детей удается преодолеть диспраксию, улучшить координацию движений, успешно освоить учебную программу. Однако остаточные проявления синдрома неуклюжести могут сохраняться и в зрелом возрасте. Профилактика диспраксии начинается еще до рождения ребенка и включает полный комплекс мер перинатальной защиты плода и новорожденного. Желательно как можно скорее приступить к коррекции выявленных диспраксических расстройств.
Список литературы
1. Проблема постановки диагноза диспраксия развития в детском возрасте/ Садовская Ю.Е., Ковязина М.С., Троицкая Н.Б., Блохин Б.М. Лечебное дело. 2011. №2.
2. Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста/ Калашникова , Анисимов Г.В., Савельева Н.А., Довганюк М.В. Специальне образование. 2015.
3. К проблеме диспраксии у детей/ Шалимова О.Ю. Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. Череповец, 17-18 апреля 2014 г.
4. Упражнения с мячом как средство коррекции мелокинетической диспраксии у детей с нарушениями речи/ Воробьев В.Ф., Браим С., Леханова О.Л. Педагогические науки. 2016. №6.
2. Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста/ Калашникова , Анисимов Г.В., Савельева Н.А., Довганюк М.В. Специальне образование. 2015.
3. К проблеме диспраксии у детей/ Шалимова О.Ю. Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. Череповец, 17-18 апреля 2014 г.
4. Упражнения с мячом как средство коррекции мелокинетической диспраксии у детей с нарушениями речи/ Воробьев В.Ф., Браим С., Леханова О.Л. Педагогические науки. 2016. №6.