Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Ограниченный словарный запас

Добавь
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Препаратов не найдено
  1. Описание
  2. Нормальные значения
  3. Ограничения к использованию
  4. Диагностика
  5. Лечение

Другие названия и синонимы

Limited vocabulary.
Ограниченный словарный запас

Описание

 Ограниченный словарный запас характерен для детей с общим недоразвитием речи и умственными отклонениями, пациентов с энцефалопатиями разного происхождения, деменцией, афазией, эпилепсией, психическими расстройствами. Ограниченный словарный запас не позволяет полностью выражать свои мысли, подробно отвечать на вопросы и общаться с другими. Диагностика имеет два вектора: определение причины исчерпания словарного запаса (МРТ головного мозга, ЭЭГ, патолого-психологическое тестирование) и качественная и количественная запись словарного запаса (логотерапевтическое обследование). Расширение словарного запаса происходит на фоне терапии основного заболевания.

Нормальные значения

 Большой словарный запас считается признаком образованности, широкого кругозора, эрудиции, интеллекта. Большой словарный запас позволяет человеку четко формулировать и озвучивать свои мысли, лучше общаться с окружающими. Весь словарный запас делится на активный (слова, которые человек использует в своей речи) и пассивный (слова, которые человек знает и понимает значение).
 Словарный запас начинает пополняться практически с рождения. В год ребенок нормально произносит 10-12 слов, к 2 годам активный словарный запас расширяется до 250-300 слов, с 3-го - до 800-1000, с 4-го - до 2000, с 2-летнего возраста. 5 - это 2500-3000, а 6-7 - 3000-3500 слов. Активный словарный запас среднестатистического взрослого человека составляет более 30 тысяч слов, пассивного - более 80-85 тысяч. Лексический запас меняется на протяжении всей жизни: человек постоянно учится и вводит новые слова в свой словарный запас, при этом он перестает употреблять и забывает что узнали ранее. Считается, что некоторое сокращение словарного запаса начинается после 55 лет.
Ограниченный словарный запас

Ограничения к использованию

 ЗРР проявляется задержкой формирования речевой функции у детей в возрасте до 3-4 лет. Речь начинает развиваться поздно, имеется крайне ограниченный словарный запас, трудности в грамматическом построении предложения, грубые нарушения фонематической структуры. Минимальный словарный запас ограничивает коммуникативные навыки ребенка, тормозит развитие познавательных процессов.
 Причины RRD могут быть органическими или функциональными (временными). Факторы, вызывающие RRD:
 • осложнения беременности у матери: резус-конфликт, ИЦН, болезни беременной;
 • трудные роды: травмы ЦНС и ШОП, обвитие пуповины, удушье при родах;
 • патология неонатального периода: недоношенность, тяжелая желтуха новорожденных, перинатальная энцефалопатия;
 • заболевания раннего возраста: нейроинфекции, неправильное питание, травмы головы;
 • проблемы образования: чрезмерная опека, педагогический отказ.
 Общая недоразвитость речи на 1-м уровне характеризуется поздним появлением речевой деятельности, бедностью словарного запаса, незнанием и неточностью понимания значения многих слов, невозможностью правильно сформулировать семантически и грамматически. В словарном запасе ребенка с уровнем ОНР 1 есть только отдельные звуковые комплексы и лепет слов. На 2 уровне ОНР ребенок использует очень ограниченный словарный запас - называет некоторые предметы и занятия, составляет фразу из 2-3 слов.
 Уровень 3 OHP характеризуется увеличением словарного запаса, что позволяет выстраивать подробные фразы, но словарный запас однообразен, а понимание значения слов неточно. На 4 уровнях ОНП словарный запас практически соответствует норме, в активном словаре отсутствуют лишь редко используемые слова, возникают трудности с подбором антонимов и синонимов.
 При всех степенях ОНР также наблюдаются грубые нарушения произношения звукового и фонематического развития, аграматизм. ОНР диагностируют при следующих типах речевых нарушений:
 • моторная алалия;
 • сенсомоторная алалия;
 • дизартрия;
 • ринолалия.
 Потеря слуха приводит к системному недоразвитию речевых функций. Это означает, что у ребенка значительный словарный дефицит, искажение слогового состава слов, нарушение произношения многих звуков и их слуховой дифференциации.
 При врожденной или ранней тугоухости (до 3-5 лет) самостоятельная речь и ее понимание может отсутствовать или в младенчестве. Приобретенная потеря слуха не только мешает дальнейшему речевому и умственному развитию, но также может стать причиной потери сформированных речевых функций: ухудшение словарного запаса, звуковые замены, дефекты голоса, появление диспрозия, аграматизма.
 Дети с РАС обычно начинают говорить намного позже сверстников (иногда в возрасте 3-4 лет), не отвечают на свое имя и адресную речь, не задают вопросов. В то же время они используют ограниченный словарный запас и стереотипные высказывания.
 Дети с аутизмом не употребляют местоимение «Я», говоря о себе в третьем лице, они редко обращаются к другим по имени, к своим родителям - «мама», «папа». Им сложно строить предложения, поэтому они часто используют предложения других людей (эхолалия). Даже при относительно нормальном словарном запасе аутичная речь не служит средством общения. Коммуникативные трудности характерны для пациентов с:
 • детский аутизм;
 • атипичный аутизм;
 • синдром Аспергера и.
 У детей с ограниченными интеллектуальными возможностями очень ограниченный примитивный словарный запас, который практически не увеличивается и не меняется качественно с течением времени. Они неправильно воспринимают словесную информацию, испытывают трудности с выражением своих мыслей и потребностей. Все инструкции требуют многократного повторения, при этом предложения должны быть короткими, состоять из знакомых слов и часто употребляться.
 Олигофрения разной степени тяжести (от пограничной умственной отсталости до идиотии) может иметь врожденную или генетическую природу. Генетически обусловленная умственная отсталость встречается при следующих синдромах:
 • Вниз;
 • Человек-ангел;
 • Мартина-Кампана;
 • кошачий крик;
 • Прадер-Вилли;
 • Корнелия де Ланге и многие другие.
 Сокращение словарного запаса и, как следствие, полный регресс речевых и коммуникативных навыков после периода успешного развития ребенка характерны для таких патологий, как синдром Ретта, синдром Геллера, синдром Ландау-Клеффнера.
 Ограниченный словарный запас может быть результатом синдрома усталости. Это проявление наблюдается при амнестической (номинативной) афазии, когда пациенты забывают названия предметов, явлений, действий. Вместо нужного слова пациенты используют синонимы, описания, аллегории. Предлагаемые варианты начала слова обычно эффективны при запоминании всего слова.
 Сужение словарного запаса демонстрируют пациенты с динамической афазией. Для него характерны телеграфный стиль, клише речи (отсутствие предикативного словаря, использование только предметной лексики), односложные ответы. Речевая активность снижена, спонтанная речь практически отсутствует, возникает эхолалия.
 Истощение словарного запаса и снижение речевой активности - олигофазия - часто встречаются у пациентов с эпилепсией. На ранних стадиях заболевания олигофазия носит преходящий характер и наблюдается только после приступа. Затем, по мере прогрессирования эпилепсии, она продолжается в межприступные периоды. Человек забывает слова, не может подобрать название предмету. Но в отличие от амнестической афазии намек на первый и последующие слоги не помогает запомнить слово целиком. Резко сокращенный и ограниченный словарный запас характерен для эпилептической деменции.
 Органическое поражение головного мозга может быть вызвано инфекциями центральной нервной системы, травмами головы, интоксикацией, алкоголизмом, ишемией головного мозга, гиповитаминозом. Если при острой энцефалопатии нарушается речь по типу дизартрии или афазии, то при хроническом течении происходит постепенное интеллектуально-мнестическое снижение и развивается психоорганический синдром. Словарный запас сокращается, предложения упрощаются и стереотипны, круг тем разговора становится ограниченным.
 Уменьшение словарного запаса происходит у пациентов с психическими расстройствами. Так, стереотипное повторение одних и тех же слов и фраз (вербигенерация) наблюдается при кататоническом синдроме, биполярном расстройстве, старческом слабоумие.
 При различных видах деменции наблюдается истощение всех сторон умственной деятельности человека, стойкий интеллектуальный упадок. В начальный период больной забывает слова, заменяя их другими, часто бессмысленными (вербальная парафазия). Кроме того, снижается беглость речи, сокращается словарный запас и теряются навыки чтения и письма (алексия, орфография). При тяжелой форме слабоумия нарушается понимание речи и развивается речевая недостаточность. Уменьшение словарного запаса характерно для:
 • Болезнь Альцгеймера;
 • деменция, связанная с ВИЧ;
 • лобно-височная деменция;
 • сосудистая деменция;
 • болезнь Пика;
 • старческое слабоумие и.

Диагностика

 Диагностический путь зависит от предполагаемых причин ограниченного словарного запаса. На начальном этапе исследуются жизненный анамнез, предыдущее речевое развитие, факторы, которые могут повлиять на речевую функцию. Пациенты получают консультацию невролога, психолога или психиатра, аудиолога, логопеда, генетика.
 • Неврологический диагноз. При подозрении на очаговое поражение головного мозга, диффузную корковую атрофию проводят МРТ или КТ. Эпилептическая активность оценивается по ЭЭГ. В некоторых случаях назначают УЗИ сосудов головы и шеи, ЭхоЭГ.
 • Аудиологическое обследование. Объективная оценка слуха необходима для подтверждения / исключения потери слуха. Для этого проводят аудиометрию, измерение импеданса, исследование вызванных потенциалов, ОАЭ.
 • Нейропсихологические тесты. При обследовании детей используются специальные тесты: скрининговый тест Деневера, шкалы речевого развития и Изучаются психическое состояние, когнитивные способности, эмоциональная сфера, гностико-практические функции.
 • Генетическое консультирование. Требуется при высокой вероятности оказания первой помощи генетической природы. Проводятся клинические и генеалогические анализы, а также молекулярно-генетические исследования при подозрении на синдромы.
 • Логопедический экзамен. Наблюдение за свободой слова пациента выявляет недостатки словарного запаса: его ограниченный характер, неправильное употребление слов, их замены Для оценки словарного запаса исследуется активный и пассивный словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный). Логопед определяет умение классифицировать предметы по общему признаку (цвет, форма, назначение), знанию общих понятий, синонимов и антонимов, умению подбирать слова с корнем. Большое внимание уделяется пониманию значения используемых слов.
 Расширьте словарный запас.
Ограниченный словарный запас

Лечение

 Корректирующие логопедические мероприятия проводятся на фоне лечения тех патологий, которые послужили основной причиной задержки формирования или истощения словарного запаса. Основные элементы медицинской реабилитации:
 • Фармакотерапия. Это зависит от этиологии возбудителя заболевания. При неврологических патологиях применяют ноотропы, ангиопротекторы, антиоксиданты, витамины, антикоагулянты. Психические расстройства требуют назначения антидепрессантов, ингибиторов холинэстеразы, антагонистов NMDA, нейролептиков. Противосудорожные препараты необходимы для борьбы с эпилепсией.
 • Психокоррекция. В реабилитации пациентов наряду с медикаментозной поддержкой используются нейропсихологическая коррекция, когнитивно-поведенческая терапия и средовая терапия. При РАС хорошо зарекомендовали себя ABA-терапия, сенсорная интеграция и игровая терапия. Иппотерапия, дельфинотерапия и песочная терапия полезны для детей с ДИА, коммуникативными трудностями и ограниченным словарным запасом.
 • Физиотерапия. Магнитополевая терапия и электрорефлексотерапия оказывают стимулирующее действие на языковые центры мозга. В период после инсульта назначают механотерапию, массаж и лечебную гимнастику.
 Задача расширения словарного запаса решается на уроках по развитию речи, коррекции ОНР, дизартрии, афазии. При задержке речи активно используются стимулирующие приемы: субъективно-сенсорная терапия, пальчиковые игры, звукоподражания. В повседневной жизни необходимо озвучивать (произносить) все действия ребенка. Полезны практические занятия (лепка, рисование, аппликация), театр и ролевые игры, совместное чтение книг.
 На курсах коррекционной логопедии используются пациенты с ограниченным словарным запасом:
 • Артикуляционная гимнастика;
 • развитие мелкой моторики;
 • логопедический массаж;
 • нейрогимнастика;
 • Напоминание;
 • Лексические упражнения.
 Для поддержания когнитивных функций мозга в пожилом возрасте полезна регулярная физическая и умственная активность: ежедневные упражнения, решение кроссвордов, ручная работа (вышивка, бисероплетение, кружево), заучивание стихов, овладение новыми знаниями и практическими навыками.
42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.