|
Другие названия и синонимы
Impaired understanding of speech.Описание
Нарушение понимания речи возникает при ряде различных лингвистических и психоневрологических синдромов: алалии, афазии, аутизме, олигофрении, слабоумие и др. Характеризуется отсутствием адекватной реакции на слышимую речь, неспособностью следовать инструкциям, повышенным истощением внимания. Иногда понимание частично нарушается. Ваша собственная речевая продукция может быть неизменной или отсутствовать. Для определения причин расстройства проводятся неврологические, аудиологические, нейропсихологические, логопедические обследования. Лечение проводится в рамках выявленного синдрома.
Причины
Понимание обращенной речи отсутствует у неопытных в межличностном общении детей - так называемых «детей Маугли». Речевое развитие ребенка подражательно, основано на звуках, которые он слышит вокруг, и на артикуляции, которую он замечает у других. Если ребенок с раннего детства был изолирован в тесноте или вырос среди животных и никогда не слышал человеческой речи, то он не может воспринимать слова и адекватно реагировать на них. У детей с синдромом Маугли наряду с нарушением понимания отсутствует собственная речь.
Недостаточное понимание речи наблюдается у глухих от рождения или рано глухих детей. Они даже не воспринимают приглушенные звуки. Знания о внешнем мире ограничены, а значит, интеллектуальный дефицит развивается вторично, и возникают трудности в обучении. Иногда они могут получить доступ к ритмическому рисунку слова, определенным интонациям. Глухие дети не разговаривают и не понимают своего окружения.
Степень нарушения рецептивной речи варьируется в зависимости от формы аутизма. Наихудший уровень слухового восприятия демонстрируют люди с низкофункциональным аутизмом, лучший - с высокофункциональным аутизмом, синдромом Аспергера.
В целом понимание речи для людей с расстройством аутистического спектра доступно, но часто непроизвольно и избирательно. Особенность мышления при аутизме в том, что ребенок реагирует только на темы, вызывающие у него эмоции и повышенный интерес. Дети с аутизмом не обращают внимания на другую вербальную информацию, не отвечают на имя или просьбу. При этом хорошо воспринимаются интонации и жесты.
Заболевание характеризуется ухудшением языковых навыков в возрасте 3-7 лет. Сначала теряется понимание языка, затем возможность самостоятельного выражения. Регресс речевой функции происходит внезапно и быстро в течение примерно шести месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера нарушение рецептивной речевой стороны сочетается с эпилептическими припадками. Невербальный интеллект относительно сохранен: пациенты сохраняют способность к самообслуживанию и ручному труду.
При перинатальном поражении речево-акустической области (центр Вернике) развивается сенсорная алалия. Сенсорный ребенок будет воспринимать речь других людей как бессмысленный фоновый шум. Он не различает языковые и языковые звуки в зависимости от слуха; у него нет связи между звуковой оболочкой слова и объектом, который оно обозначает. Чтобы было легче понять, дети читают «с лица».
В легких случаях удается понять отдельные слова и повседневные инструкции, в тяжелых случаях отмечается полное отсутствие вербального восприятия информации. Физический слух не нарушен, речь активна, в первую очередь сохранен интеллект. В случае сенсомоторной алалии дети не только не понимают словесного общения, но и не говорят сами за себя.
Нарушение восприятия речи при различных формах афатического синдрома имеет свои особенности. В одних случаях наблюдается полное непонимание каких-либо словесных высказываний, в других трудности частичные, выборочные. Нарушения понимания речи возникают при следующих формах афазии:
• Акустический и гностический. Слуховое восприятие крайне ограничено и практически невозможно вне ситуации без использования мимики, жестов и интонационного выражения собеседником. Пациенты не следуют устным инструкциям или делают это с ошибками.
• Семантический. Главный недостаток этого типа афазии - впечатляющий аграмматизм, то есть неспособность понимать сложные речевые паттерны, отражающие временные, причинно-следственные и пространственные отношения.
• Акустико-мнестический. Больные, как правило, без труда воспринимают короткие речевые высказывания. Нарушение понимания происходит при представлении подробных инструкций, длинных речевых строк. Это связано со слабостью акустических следов, неспособностью пациента сохранить в памяти объемную информацию, воспринимаемую на слух.
• Динамический. Восприятие разговорной речи неполное из-за персеверации, повышенного истощения внимания и отвлечения внимания.
• Общее. Глобальная афазия влияет как на генерацию, так и на восприятие речи. Часто сохраняется только ситуативное понимание, абстрактные темы недоступны для понимания и осмысления пациентами.
• Первичная прогрессивная. Нарушение понимания речи характерно для смысловой и комбинированной форм ППА. В основном это касается редко используемых слов, чтения текстов.
При моторной афазии (афферентной, эфферентной) рецептивная речь нарушается только при грубых формах заболевания. При этом ситуативные и бытовые высказывания доступны для понимания пациентами, трудности возникают только с восприятием сложных логико-грамматических структур. Афазии чаще всего являются следствием инсульта, травм головы, нейродегенеративных заболеваний.
Проблемы с пониманием прочитанного демонстрируют учащиеся с семантической дислексией. Обладая хорошей техникой чтения и отсутствием проблем с произношением, дислектики не понимают смысла того, что они читают. Им трудно повторять текст, отвечать на вопросы и писать эссе на литературные произведения. Чтение механическое, не информативное.
При врожденной олигофрении наблюдается системное недоразвитие речи: недостаток словарного запаса, плохая грамматика, нарушение произношения. Есть трудности с анализом потока речи, доходящей до ребенка. Уровень нарушения понимания речи зависит от степени SV.
В самой тяжелой форме - идиотии - восприятие речевой информации практически недоступно. При умеренном идиотизме возможно относительное понимание мимики, жестов, элементарной речи, распознавания лиц и голосов близких.
У слабоумных людей понимание ограничивается рядом определенных повседневных тем, носит специфический ситуационный характер. Новая информация воспринимается и постигается с трудом. Имбецилы не понимают смысла многих слов, причинно-следственных связей.
При слабости понимание речи носит бытовой характер. Большинство пациентов могут поддерживать диалог на повседневные темы, но абстрактное и логическое мышление затруднено. Понимание идиом, фразеологизмов, метафор, юмора недоступно.
Деменция возникает в клинике многих заболеваний: болезни Альцгеймера, церебрального атеросклероза, болезни Пика, нейроинфекций, у детей - синдрома Геллера и Ослабление интеллекта сопровождается нарушением всех ППС, в том числе речи. В тяжелых стадиях речевая активность резко снижается или отсутствует, исчезает ответ на лечение. В целом нарушения речи при глубокой деменции соответствуют тотальной афазии.
Недостаточное понимание речи наблюдается у глухих от рождения или рано глухих детей. Они даже не воспринимают приглушенные звуки. Знания о внешнем мире ограничены, а значит, интеллектуальный дефицит развивается вторично, и возникают трудности в обучении. Иногда они могут получить доступ к ритмическому рисунку слова, определенным интонациям. Глухие дети не разговаривают и не понимают своего окружения.
Степень нарушения рецептивной речи варьируется в зависимости от формы аутизма. Наихудший уровень слухового восприятия демонстрируют люди с низкофункциональным аутизмом, лучший - с высокофункциональным аутизмом, синдромом Аспергера.
В целом понимание речи для людей с расстройством аутистического спектра доступно, но часто непроизвольно и избирательно. Особенность мышления при аутизме в том, что ребенок реагирует только на темы, вызывающие у него эмоции и повышенный интерес. Дети с аутизмом не обращают внимания на другую вербальную информацию, не отвечают на имя или просьбу. При этом хорошо воспринимаются интонации и жесты.
Заболевание характеризуется ухудшением языковых навыков в возрасте 3-7 лет. Сначала теряется понимание языка, затем возможность самостоятельного выражения. Регресс речевой функции происходит внезапно и быстро в течение примерно шести месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера нарушение рецептивной речевой стороны сочетается с эпилептическими припадками. Невербальный интеллект относительно сохранен: пациенты сохраняют способность к самообслуживанию и ручному труду.
При перинатальном поражении речево-акустической области (центр Вернике) развивается сенсорная алалия. Сенсорный ребенок будет воспринимать речь других людей как бессмысленный фоновый шум. Он не различает языковые и языковые звуки в зависимости от слуха; у него нет связи между звуковой оболочкой слова и объектом, который оно обозначает. Чтобы было легче понять, дети читают «с лица».
В легких случаях удается понять отдельные слова и повседневные инструкции, в тяжелых случаях отмечается полное отсутствие вербального восприятия информации. Физический слух не нарушен, речь активна, в первую очередь сохранен интеллект. В случае сенсомоторной алалии дети не только не понимают словесного общения, но и не говорят сами за себя.
Нарушение восприятия речи при различных формах афатического синдрома имеет свои особенности. В одних случаях наблюдается полное непонимание каких-либо словесных высказываний, в других трудности частичные, выборочные. Нарушения понимания речи возникают при следующих формах афазии:
• Акустический и гностический. Слуховое восприятие крайне ограничено и практически невозможно вне ситуации без использования мимики, жестов и интонационного выражения собеседником. Пациенты не следуют устным инструкциям или делают это с ошибками.
• Семантический. Главный недостаток этого типа афазии - впечатляющий аграмматизм, то есть неспособность понимать сложные речевые паттерны, отражающие временные, причинно-следственные и пространственные отношения.
• Акустико-мнестический. Больные, как правило, без труда воспринимают короткие речевые высказывания. Нарушение понимания происходит при представлении подробных инструкций, длинных речевых строк. Это связано со слабостью акустических следов, неспособностью пациента сохранить в памяти объемную информацию, воспринимаемую на слух.
• Динамический. Восприятие разговорной речи неполное из-за персеверации, повышенного истощения внимания и отвлечения внимания.
• Общее. Глобальная афазия влияет как на генерацию, так и на восприятие речи. Часто сохраняется только ситуативное понимание, абстрактные темы недоступны для понимания и осмысления пациентами.
• Первичная прогрессивная. Нарушение понимания речи характерно для смысловой и комбинированной форм ППА. В основном это касается редко используемых слов, чтения текстов.
При моторной афазии (афферентной, эфферентной) рецептивная речь нарушается только при грубых формах заболевания. При этом ситуативные и бытовые высказывания доступны для понимания пациентами, трудности возникают только с восприятием сложных логико-грамматических структур. Афазии чаще всего являются следствием инсульта, травм головы, нейродегенеративных заболеваний.
Проблемы с пониманием прочитанного демонстрируют учащиеся с семантической дислексией. Обладая хорошей техникой чтения и отсутствием проблем с произношением, дислектики не понимают смысла того, что они читают. Им трудно повторять текст, отвечать на вопросы и писать эссе на литературные произведения. Чтение механическое, не информативное.
При врожденной олигофрении наблюдается системное недоразвитие речи: недостаток словарного запаса, плохая грамматика, нарушение произношения. Есть трудности с анализом потока речи, доходящей до ребенка. Уровень нарушения понимания речи зависит от степени SV.
В самой тяжелой форме - идиотии - восприятие речевой информации практически недоступно. При умеренном идиотизме возможно относительное понимание мимики, жестов, элементарной речи, распознавания лиц и голосов близких.
У слабоумных людей понимание ограничивается рядом определенных повседневных тем, носит специфический ситуационный характер. Новая информация воспринимается и постигается с трудом. Имбецилы не понимают смысла многих слов, причинно-следственных связей.
При слабости понимание речи носит бытовой характер. Большинство пациентов могут поддерживать диалог на повседневные темы, но абстрактное и логическое мышление затруднено. Понимание идиом, фразеологизмов, метафор, юмора недоступно.
Деменция возникает в клинике многих заболеваний: болезни Альцгеймера, церебрального атеросклероза, болезни Пика, нейроинфекций, у детей - синдрома Геллера и Ослабление интеллекта сопровождается нарушением всех ППС, в том числе речи. В тяжелых стадиях речевая активность резко снижается или отсутствует, исчезает ответ на лечение. В целом нарушения речи при глубокой деменции соответствуют тотальной афазии.
Диагностика
Пациентам с нарушениями экспрессивной речи необходима комплексная неврологическая, аудиологическая, логопедическая, психологическая и психиатрическая диагностика, консультация профильных специалистов:
• Неврологическое обследование. При приеме у невролога выясняются перинатальные факторы риска, особенности раннего развития детей; У всех пациентов определяется текущий неврологический статус. Для понимания этиологии речевых нарушений назначается инструментальная диагностика: МРТ головного мозга, МРТ артериография головного мозга, ЭЭГ, УЗИ сосудов головы и шеи.
• Исследование слуховой функции. Для исключения потери слуха, как основного фактора непонимания речи, исследуются акустические ВП, аудиограмма, измерение акустического импеданса, компьютерная томография височных костей. Наряду с осмотром отоларинголога проводится консультация сурдолога.
• Нейропсихологические тесты. Он предполагает изучение высших психических функций (память, восприятие, мышление), слуховой памяти языка. В ходе диагностики уделяется внимание состоянию различных видов гнозисов и практик. Сделайте заключение о когнитивных способностях пациента.
• Логопедический экзамен. Анализируя функцию речи, логопед проводит тщательное изучение внушительной речи. Оцените понимание пациентом ситуативных и неситуационных проблем, словесных инструкций, сложных предложных предложений. Изучите фонематическое восприятие, умение многозначительно читать и выразительную речь.
• Консультация психиатра. Необходимо оценить психическое состояние пациента, исключая врожденные формы МРТ, приобретенную деменцию, РАС. Используемые методы - беседа, наблюдение, патолого-психологическое исследование, нейротест.
Логопедия.
• Неврологическое обследование. При приеме у невролога выясняются перинатальные факторы риска, особенности раннего развития детей; У всех пациентов определяется текущий неврологический статус. Для понимания этиологии речевых нарушений назначается инструментальная диагностика: МРТ головного мозга, МРТ артериография головного мозга, ЭЭГ, УЗИ сосудов головы и шеи.
• Исследование слуховой функции. Для исключения потери слуха, как основного фактора непонимания речи, исследуются акустические ВП, аудиограмма, измерение акустического импеданса, компьютерная томография височных костей. Наряду с осмотром отоларинголога проводится консультация сурдолога.
• Нейропсихологические тесты. Он предполагает изучение высших психических функций (память, восприятие, мышление), слуховой памяти языка. В ходе диагностики уделяется внимание состоянию различных видов гнозисов и практик. Сделайте заключение о когнитивных способностях пациента.
• Логопедический экзамен. Анализируя функцию речи, логопед проводит тщательное изучение внушительной речи. Оцените понимание пациентом ситуативных и неситуационных проблем, словесных инструкций, сложных предложных предложений. Изучите фонематическое восприятие, умение многозначительно читать и выразительную речь.
• Консультация психиатра. Необходимо оценить психическое состояние пациента, исключая врожденные формы МРТ, приобретенную деменцию, РАС. Используемые методы - беседа, наблюдение, патолого-психологическое исследование, нейротест.
Логопедия.
Лечение
|
Пациентам с деменцией назначается фармакотерапия психиатром. Чаще всего для коррекции психических расстройств используются ноотропы, антидепрессанты, антиоксиданты, ингибиторы холинэстеразы и нейролептики.
Пациентам с врожденной глухотой могут быть рекомендованы разные виды восстановления слуха: электроакустическая коррекция (подбор слухового аппарата), кохлеарная имплантация. В будущем для развития понимания речи и активного выражения пациентам потребуются занятия с глухим учителем.
Методы нейропсихологической коррекции используются в комплексной терапии алалии, афазии, умственной отсталости и аутистических расстройств. В рамках когнитивной реабилитации проводится работа по развитию ВПЧ, сенсомоторная коррекция включает формирование схемы тела, пространственных представлений, невербальных форм выражения собственных потребностей Используются различные методы: нейро -гимнастика, упражнения на межполушарное взаимодействие, стимуляция мозжечка, песочная терапия, различные виды сенсорной интеграции. АБК-терапия рекомендуется при аутизме.
Курсы логопедии для активации слухового восприятия играют важную роль в коррекции нарушений понимания речи. Основные направления логотерапии:
• Развитие восприятия неречевых шумов (распознавание шумов природы, звуков животных, музыкальных инструментов, домашних шумов);
• Консолидация предметного образа слова (произношение слова, изображение обозначаемого им предмета и его написание);
• работа над пониманием ситуативного языка (утвердительные и отрицательные ответы, усвоение коротких словесных указаний);
• развитие фонематических процессов (дифференциация фонем, анализ звуковых букв);
• работа над смысловой стороной речи (выработка понимания внелитературных вопросов, сложных предложений и грамматических предложений, развитие способности осмысленного чтения).
Положительный эффект на восстановление понимания речи было отмечено использованием пальчиковых игр, мнемоники, тренировки слуха по методике Томатиса. У детей с РАС выбор может быть сделан в пользу развития вербального или альтернативного общения (с помощью жестов, карточек PECS).