|
Другие названия и синонимы
Stutters in speech.Описание
Заикающаяся речь. Это непреднамеренные остановки речи, а не судорожного или судорожного характера. Они могут иметь физиологическое происхождение, признак языковых, неврологических и психологических расстройств. Проявляется спотыканием, повторением звуков, слогов и комбинаций звуков, прерывающих произнесение. Вам поставят диагноз по данным неврологического, логопедического, психологического обследования. Терапия включает в себя создание спокойных условий в семье и коллективе, а также соблюдение языкового режима. В логопатологии проводятся логопедические курсы и лечебные мероприятия (массаж, психотерапия, FTL, лекарственная коррекция).
Классификация
В зависимости от патогенетической основы заикание в речи может иметь судорожный и неконвульсивный механизм возникновения:
• судорожная нерешительность (речевые судороги). Типичное проявление заикания. По форме они бывают клоническими и тоническими, по месту образования - артикуляционными, голосовыми, дыхательными, смешанными;
• бессудорожное спотыкание. Включает физиологические итерации, беспорядочный камень, тахиллию.
• судорожная нерешительность (речевые судороги). Типичное проявление заикания. По форме они бывают клоническими и тоническими, по месту образования - артикуляционными, голосовыми, дыхательными, смешанными;
• бессудорожное спотыкание. Включает физиологические итерации, беспорядочный камень, тахиллию.
Причины
Возникновение заикания в речи может быть связано с дисфункциональной речевой средой: быстрым темпом родительской речи, подражанием друзьям или родственникам, которые заикаются. В некоторых случаях колебания возникают вторично, на фоне различных недугов:
• задержка умственного развития;
• неврологические заболевания: нейроинфекции, поражения ЦНС, болезнь Паркинсона, хорея, псевдобульбарный синдром;
• психические расстройства: олигофрения, биполярное расстройство.
Словарный запас накапливается быстрыми темпами, на ребенка падает большой поток сенсорной информации. При этом речевые возможности ребенка еще достаточно ограничены, психические функции находятся в процессе формирования, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развиваются физиологические заикания (итерации).
«Заглушка» на определенные звуки чаще возникает у детей с соматически ослабленным, с диагнозом СДВГ, наследственностью отягощенных заиканием. Заикание в речи ребенка может быть спровоцировано сильным эмоциональным потрясением: ссоры родителей, перевод в другой детский сад, смена места жительства. Чаще всего они возникают в межсезонье, могут сохраняться несколько недель или месяцев, исчезать и снова появляться.
Заикание не носит судорожный характер, возникает в любом месте слова и предложения (чаще в словах со сложной слоговой структурой, соединением согласных, сложными предложениями). Дети многократно повторяют звуки и их комбинации, переставляют слоги, спотыкаются при произнесении фразы. Часто говорят на вдохе, из-за чего речь прерывается. Сами дети не замечают своего дефекта речи, относятся к нему спокойно.
Обычно физиологическое заикание проходит без дальнейшего вмешательства по мере улучшения вокальных навыков и развития HMF. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную среду, правильную разговорную среду. Однако при стойкой фиксации неверного речевого стереотипа неконвульсивное заикание может перерасти в судорожное заикание.
• задержка умственного развития;
• неврологические заболевания: нейроинфекции, поражения ЦНС, болезнь Паркинсона, хорея, псевдобульбарный синдром;
• психические расстройства: олигофрения, биполярное расстройство.
Возрастные несовершенства речи.
Повторения звуковых комплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного произношения, совершенствования лексических и грамматических категорий.Словарный запас накапливается быстрыми темпами, на ребенка падает большой поток сенсорной информации. При этом речевые возможности ребенка еще достаточно ограничены, психические функции находятся в процессе формирования, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развиваются физиологические заикания (итерации).
«Заглушка» на определенные звуки чаще возникает у детей с соматически ослабленным, с диагнозом СДВГ, наследственностью отягощенных заиканием. Заикание в речи ребенка может быть спровоцировано сильным эмоциональным потрясением: ссоры родителей, перевод в другой детский сад, смена места жительства. Чаще всего они возникают в межсезонье, могут сохраняться несколько недель или месяцев, исчезать и снова появляться.
Заикание не носит судорожный характер, возникает в любом месте слова и предложения (чаще в словах со сложной слоговой структурой, соединением согласных, сложными предложениями). Дети многократно повторяют звуки и их комбинации, переставляют слоги, спотыкаются при произнесении фразы. Часто говорят на вдохе, из-за чего речь прерывается. Сами дети не замечают своего дефекта речи, относятся к нему спокойно.
Обычно физиологическое заикание проходит без дальнейшего вмешательства по мере улучшения вокальных навыков и развития HMF. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную среду, правильную разговорную среду. Однако при стойкой фиксации неверного речевого стереотипа неконвульсивное заикание может перерасти в судорожное заикание.
Диагностика
Появление заикания речи - повод немедленно обратиться за консультацией к логопеду. Чем раньше будет установлена их причина и природа, тем эффективнее будет лечебный и общеукрепляющий эффект. Диагностика состоит из трех блоков:
• Логопедическое обследование. Он охватывает обучение устной речи, ее темпо-ритмическую и интонационно-мелодическую организацию. Определяется вид колебаний, условия их возникновения. Оцениваются особенности голоса и дыхания. Задача логопедической диагностики - отличить неконвульсивное заикание от заикания.
• Неврологический осмотр. Консультация невролога включает в себя осмотр анамнеза, выявление психоневрологических нарушений и факторов, вызвавших появление заикания в речи пациента. Для исключения патологии головного мозга назначают инструментальные методики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, церебральную магнитно-резонансную томографию.
• Психологическая экспертиза. Осуществляется анализ HMF: внимание, память, мышление. На этом этапе диагностики обращают внимание на состояние общей и ручной моторики, различных видов практики, гнозиса. Анализируются личностные особенности пациента, его реакция на свой дефект, наличие боязни речи.
• Логопедическое обследование. Он охватывает обучение устной речи, ее темпо-ритмическую и интонационно-мелодическую организацию. Определяется вид колебаний, условия их возникновения. Оцениваются особенности голоса и дыхания. Задача логопедической диагностики - отличить неконвульсивное заикание от заикания.
• Неврологический осмотр. Консультация невролога включает в себя осмотр анамнеза, выявление психоневрологических нарушений и факторов, вызвавших появление заикания в речи пациента. Для исключения патологии головного мозга назначают инструментальные методики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, церебральную магнитно-резонансную томографию.
• Психологическая экспертиза. Осуществляется анализ HMF: внимание, память, мышление. На этом этапе диагностики обращают внимание на состояние общей и ручной моторики, различных видов практики, гнозиса. Анализируются личностные особенности пациента, его реакция на свой дефект, наличие боязни речи.
Лечение
Показан пациентам с эмоциональным заиканием в речи, заиканием, тахиллялией, полтерном. Данное направление коррекционной работы позволяет снизить фиксацию на дефекте речи, устранить логофобию, освоить новые механизмы саморегуляции и расширить коммуникативные навыки. Основные методы психокоррекционной работы - сеансы психотерапии и гипноза, коммуникативный тренинг, аутогенный тренинг.
С учетом первопричин речевого заикания проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, тахиллярному переходу и Логотерапия направлена на выработку нового стереотипа речи, ее закрепление во всех ситуациях общения. В работе используются следующие методы и приемы:
• Артикуляционная гимнастика. Упражнения помогают укрепить мышцы речевого аппарата, снять чрезмерное напряжение мышц при фонации, сделать движения в суставах точнее и сформировать необходимую кинестезию. Используются упражнения для мышц языка, губ, неба и мышц лица. Вокальная гимнастика способствует развитию вокальной силы, просодических компонентов.
• Дыхательные упражнения. Правильное речевое дыхание - залог свободной и беглой речи. Во время тренировки определяется дыхание нижних ребер диафрагмы. Овладение техникой речевого дыхания позволяет без запинки и пауз произносить фразы разной длины.
• Темп логопедии. Логоритмические упражнения помогают нормализовать темп и ритм речи, синхронизировать дыхание и артикуляцию, развивать общие двигательные навыки. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Для отработки ритма используются марши, хлопки в ладоши, прыжки.
• Занятия с использованием ИКТ. Компьютерные технологии широко используются в сложных работах для преодоления заикания. Они основаны на эффекте биологической обратной связи, помогают улучшить качество и усилить эмоциональную окраску речи, устранить заикание.
• Не сосредотачивайте внимание ребенка на колебаниях и не просите его повторить слово еще раз.
• Говорите с ребенком спокойно, мягко, немного медленнее, чем обычно;
• Используйте короткие предложения, простые слова;
• Пение, изучение стихов, соответствующих возрасту, с постукиванием по ритму или маршем.
• иглоукалывание;
• Физиотерапия.
С учетом первопричин речевого заикания проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, тахиллярному переходу и Логотерапия направлена на выработку нового стереотипа речи, ее закрепление во всех ситуациях общения. В работе используются следующие методы и приемы:
• Артикуляционная гимнастика. Упражнения помогают укрепить мышцы речевого аппарата, снять чрезмерное напряжение мышц при фонации, сделать движения в суставах точнее и сформировать необходимую кинестезию. Используются упражнения для мышц языка, губ, неба и мышц лица. Вокальная гимнастика способствует развитию вокальной силы, просодических компонентов.
• Дыхательные упражнения. Правильное речевое дыхание - залог свободной и беглой речи. Во время тренировки определяется дыхание нижних ребер диафрагмы. Овладение техникой речевого дыхания позволяет без запинки и пауз произносить фразы разной длины.
• Темп логопедии. Логоритмические упражнения помогают нормализовать темп и ритм речи, синхронизировать дыхание и артикуляцию, развивать общие двигательные навыки. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Для отработки ритма используются марши, хлопки в ладоши, прыжки.
• Занятия с использованием ИКТ. Компьютерные технологии широко используются в сложных работах для преодоления заикания. Они основаны на эффекте биологической обратной связи, помогают улучшить качество и усилить эмоциональную окраску речи, устранить заикание.
Режим.
Если заикание в языке ребенка носит физиологический характер, то необходимо организовать оптимальный общий и языковой режим: обеспечить полноценный сон днем и ночью, увеличить время прогулок на свежем воздухе. Важно временно ограничить поток новой информации, чтобы свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры и посещение общественных мероприятий. При голосовом общении необходимо соблюдать следующие рекомендации:• Не сосредотачивайте внимание ребенка на колебаниях и не просите его повторить слово еще раз.
• Говорите с ребенком спокойно, мягко, немного медленнее, чем обычно;
• Используйте короткие предложения, простые слова;
• Пение, изучение стихов, соответствующих возрасту, с постукиванием по ритму или маршем.
• иглоукалывание;
• Физиотерапия.