Другие названия и синонимы
Lack of speech, нет речи, речь отсутствует.
Описание
Отсутствие речи. Это неспособность реализовать устное выражение из-за низкого уровня развития речи или затухания речи. Это состояние характерно для детского возраста, а также для ряда патологий: моторная алалия, RRR, тяжелая дизартрия, афазия, мутизм, глухота. В диагностический комплекс входит логопед и психологическое обследование, методы ЭФИ (электроэнцефалография, слуховая ПЭ), нейровизуализация (магнитный резонанс структур головного мозга). Лечебная тактика направлена на стимулирование логопедической деятельности, совмещение педагогических средств, фармакотерапии, психокоррекции, физиотерапии.
|
|
Дополнительные факты
Причины отсутствия речи.
Доречевой период развития.
Обычно у детей первого года жизни наблюдается отсутствие языка. Этот этап онтогенеза известен как довербальный. Однако языковое развитие ребенка в этот период идет очень активно. Первый голосовой ответ новорожденного - крик - связан с рождением ребенка. По типу крика (громкость, четкость голоса, соотношение вдоха и выдоха) можно судить о перспективах дальнейшего развития речи.В первые 2-3 месяца крик здорового малыша меняется: приобретает интонационную окраску, малыш по-разному сигнализирует о голоде, спазмах желудка, мокрых пеленках. Примерно через 3 месяца появится кайф - отдельные шумы и комплексы звуков, которые служат средством общения с окружающими. Через 6 месяцев гудение перерастает в лепет - цепочки слогов, которые в конце концов становятся плавными и мелодичными. И только через 12-14 месяцев ребенок сознательно начинает произносить первые слова.
В анамнезе детей с недоразвитием речи, недоношенными, часто наблюдаются родовые травмы, асфиксия. Слабый или отсутствующий болезненный плач, монотонный плач или гнусавость голоса могут указывать на будущие проблемы с речью. Аномальное протекание гула и лепета (задержка, отсутствие интонации, монотонность, редкие повторы), малоподвижность речи, как правило, служит маркером поражения центральной нервной системы или слухового анализатора.
Диагностика
Недостаток речи - полиэтиологическое состояние, поэтому требует изучения функционирования тех систем, которые могут повлечь за собой коммуникативно-речевое бездействие. К построению диагностической гипотезы привлекаются врачи-неврологи, аудиологи, психиатры, логопеды, нейропсихологи.
• Неврологическое обследование. Осуществляется для того, чтобы найти / исключить органическую основу отсутствия речи. Его проводят при показаниях перинатального поражения центральной нервной системы, сосудистых заболеваний, ЧМТ, опухолей головного мозга. Может включать нейросонографию, электроэнцефалографию, МРТ головного мозга.
• Исследование слуховой функции. Если предположительно отсутствие речи связано с нарушением слуха, проводится аудиометрия, регистрация отоакустической эмиссии, слуховые ВП. По показаниям проводится КТ височных костей.
• Логопедическая диагностика. Требуется оценка уровня речевого развития, состояния артикуляционной практики, внушительной и выразительной речи при ДЗП, дизартрии, алалии, афазии, ЯО. По результатам исследования был сделан вывод о центральном дефекте и механизме отсутствия речи.
• Психологическая экспертиза. Это необходимо больным аутизмом, умственной отсталостью, афатическим синдромом, мутизмом. Он заключается в проведении патопсихологических и нейропсихологических тестов. Для определения уровня развития используются специальные анкеты, шкалы, диагностические критерии.
Реабилитационный тренинг при афазии.
• Неврологическое обследование. Осуществляется для того, чтобы найти / исключить органическую основу отсутствия речи. Его проводят при показаниях перинатального поражения центральной нервной системы, сосудистых заболеваний, ЧМТ, опухолей головного мозга. Может включать нейросонографию, электроэнцефалографию, МРТ головного мозга.
• Исследование слуховой функции. Если предположительно отсутствие речи связано с нарушением слуха, проводится аудиометрия, регистрация отоакустической эмиссии, слуховые ВП. По показаниям проводится КТ височных костей.
• Логопедическая диагностика. Требуется оценка уровня речевого развития, состояния артикуляционной практики, внушительной и выразительной речи при ДЗП, дизартрии, алалии, афазии, ЯО. По результатам исследования был сделан вывод о центральном дефекте и механизме отсутствия речи.
• Психологическая экспертиза. Это необходимо больным аутизмом, умственной отсталостью, афатическим синдромом, мутизмом. Он заключается в проведении патопсихологических и нейропсихологических тестов. Для определения уровня развития используются специальные анкеты, шкалы, диагностические критерии.
Реабилитационный тренинг при афазии.
Лечение
Медицинская помощь.
В случаях, когда отсутствие речи связано с поражением центральной нервной системы, назначается терапия для стимуляции развития или восстановления речевой функции. Для активации деятельности нервной системы представлены ноотропные препараты, антиоксиданты, церебропротекторы и витаминные комплексы. При деструктивных формах поведения назначают нейролептики и антидепрессанты.На этапе медицинской реабилитации пациенты проходят лечебную физкультуру, эрготерапию, физиотерапевтическое лечение (электромиостимуляция, лекарственный электрофорез, магнитотерапия). При дерматизме в некоторых случаях эффективны слуховые аппараты со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантатами.
|
