|
Другие названия и синонимы
Lack of speech, нет речи, речь отсутствует.Описание
Отсутствие речи. Это неспособность реализовать устное выражение из-за низкого уровня развития речи или затухания речи. Это состояние характерно для детского возраста, а также для ряда патологий: моторная алалия, RRR, тяжелая дизартрия, афазия, мутизм, глухота. В диагностический комплекс входит логопед и психологическое обследование, методы ЭФИ (электроэнцефалография, слуховая ПЭ), нейровизуализация (магнитный резонанс структур головного мозга). Лечебная тактика направлена на стимулирование логопедической деятельности, совмещение педагогических средств, фармакотерапии, психокоррекции, физиотерапии.
Дополнительные факты
Причины отсутствия речи.
Доречевой период развития.
Обычно у детей первого года жизни наблюдается отсутствие языка. Этот этап онтогенеза известен как довербальный. Однако языковое развитие ребенка в этот период идет очень активно. Первый голосовой ответ новорожденного - крик - связан с рождением ребенка. По типу крика (громкость, четкость голоса, соотношение вдоха и выдоха) можно судить о перспективах дальнейшего развития речи.В первые 2-3 месяца крик здорового малыша меняется: приобретает интонационную окраску, малыш по-разному сигнализирует о голоде, спазмах желудка, мокрых пеленках. Примерно через 3 месяца появится кайф - отдельные шумы и комплексы звуков, которые служат средством общения с окружающими. Через 6 месяцев гудение перерастает в лепет - цепочки слогов, которые в конце концов становятся плавными и мелодичными. И только через 12-14 месяцев ребенок сознательно начинает произносить первые слова.
В анамнезе детей с недоразвитием речи, недоношенными, часто наблюдаются родовые травмы, асфиксия. Слабый или отсутствующий болезненный плач, монотонный плач или гнусавость голоса могут указывать на будущие проблемы с речью. Аномальное протекание гула и лепета (задержка, отсутствие интонации, монотонность, редкие повторы), малоподвижность речи, как правило, служит маркером поражения центральной нервной системы или слухового анализатора.
Диагностика
Недостаток речи - полиэтиологическое состояние, поэтому требует изучения функционирования тех систем, которые могут повлечь за собой коммуникативно-речевое бездействие. К построению диагностической гипотезы привлекаются врачи-неврологи, аудиологи, психиатры, логопеды, нейропсихологи.
• Неврологическое обследование. Осуществляется для того, чтобы найти / исключить органическую основу отсутствия речи. Его проводят при показаниях перинатального поражения центральной нервной системы, сосудистых заболеваний, ЧМТ, опухолей головного мозга. Может включать нейросонографию, электроэнцефалографию, МРТ головного мозга.
• Исследование слуховой функции. Если предположительно отсутствие речи связано с нарушением слуха, проводится аудиометрия, регистрация отоакустической эмиссии, слуховые ВП. По показаниям проводится КТ височных костей.
• Логопедическая диагностика. Требуется оценка уровня речевого развития, состояния артикуляционной практики, внушительной и выразительной речи при ДЗП, дизартрии, алалии, афазии, ЯО. По результатам исследования был сделан вывод о центральном дефекте и механизме отсутствия речи.
• Психологическая экспертиза. Это необходимо больным аутизмом, умственной отсталостью, афатическим синдромом, мутизмом. Он заключается в проведении патопсихологических и нейропсихологических тестов. Для определения уровня развития используются специальные анкеты, шкалы, диагностические критерии.
Реабилитационный тренинг при афазии.
• Неврологическое обследование. Осуществляется для того, чтобы найти / исключить органическую основу отсутствия речи. Его проводят при показаниях перинатального поражения центральной нервной системы, сосудистых заболеваний, ЧМТ, опухолей головного мозга. Может включать нейросонографию, электроэнцефалографию, МРТ головного мозга.
• Исследование слуховой функции. Если предположительно отсутствие речи связано с нарушением слуха, проводится аудиометрия, регистрация отоакустической эмиссии, слуховые ВП. По показаниям проводится КТ височных костей.
• Логопедическая диагностика. Требуется оценка уровня речевого развития, состояния артикуляционной практики, внушительной и выразительной речи при ДЗП, дизартрии, алалии, афазии, ЯО. По результатам исследования был сделан вывод о центральном дефекте и механизме отсутствия речи.
• Психологическая экспертиза. Это необходимо больным аутизмом, умственной отсталостью, афатическим синдромом, мутизмом. Он заключается в проведении патопсихологических и нейропсихологических тестов. Для определения уровня развития используются специальные анкеты, шкалы, диагностические критерии.
Реабилитационный тренинг при афазии.
Лечение
Медицинская помощь.
В случаях, когда отсутствие речи связано с поражением центральной нервной системы, назначается терапия для стимуляции развития или восстановления речевой функции. Для активации деятельности нервной системы представлены ноотропные препараты, антиоксиданты, церебропротекторы и витаминные комплексы. При деструктивных формах поведения назначают нейролептики и антидепрессанты.На этапе медицинской реабилитации пациенты проходят лечебную физкультуру, эрготерапию, физиотерапевтическое лечение (электромиостимуляция, лекарственный электрофорез, магнитотерапия). При дерматизме в некоторых случаях эффективны слуховые аппараты со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантатами.