Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Ротацизм

Добавь
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Препаратов не найдено
  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Причины
  4. Классификация
  5. Диагностика
  6. Лечение

Другие названия и синонимы

Rotacism.
Ротацизм

Описание

 Ротацизм (заусенец). Это неправильное произношение звуков, не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Наблюдается при дислалии, ринолалии, дизартрии. Вместо полноценного перекатывания, образующегося при вибрации кончика языка, произносится искаженный (горловой, двугубый, щечный и ) Звук. Нарушение выявляется при логопедической диагностике. Коррекция ротации включает в себя развитие правильной артикуляционной структуры, развитие силы и направления воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь. Для устранения причины искажения звука может потребоваться участие стоматологов и неврологов.

Дополнительные факты

Ротацизм.

 К недостаткам произношения _2_ звуков можно отнести их отсутствие, искажение (ротацизм) и замену (параротацизм). Звук - самый сложный способ артикуляции: он требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточной по силе выдоха речи. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в возрасте 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% всех нарушений звукового произношения у дошкольников; при стертой дизартрии этот показатель еще выше - 43-53,5%.

Фонетическая характеристика звука [Р].

 _2_ - согласный (по наличию препятствия), звонкий (по участию голоса и шума), лингвальный (по месту образования), дрожащий или вибрирующий (по способу образования), устный (по место выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука необходимо:
 • открытые губы;
 • открыть зубы;
 • приподнимите язык в виде «чашечки» для верхних зубов на альвеолах;
 • с давлением, чтобы выдохнуть воздух на кончике языка, заставляя его вибрировать.
 Во время фонации мягкое небо поднимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки сомкнуты, колеблются - звук звонкий. При произнесении мягкого кончик языка приближается к резцам, спинка языка поднимается выше к нёбу. Звук короткий, одно попадание.
Ротацизм

Причины

 Наиболее частыми нарушениями речи, связанными с неправильным произношением _2_, являются артикуляторно-фонетическая и механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия. Искажение звука возникает у детей с фонетическими, фонетико-фонематическими нарушениями и общим недоразвитием языка. Наиболее частыми причинами ротацизма являются:
 • Языковые аномалии. Укороченная подъязычная лента не позволяет кончику языка подниматься и принимать правильное положение за верхними зубами. Микроглоссия, макроглоссия и раздвоенный кончик языка также могут создавать проблемы для нормативного произношения.
 • Аномалии зубных рядов. Небные щели определяют носовой тон при произнесении всех тонов ротовой полости, включая. В случае открытого бокового прикуса воздух, выходящий через щель между коренными зубами, способствует боковому произношению. Высокое твердое небо затрудняет правильную артикуляцию.
 • Слабость суставных мышц. Недостаточно сильные и дифференцированные движения мышц языка приводят к приблизительной артикуляции шумов и не обеспечивают нормативного звука. Причина недостаточной вибрации языка - слабый поток воздуха, выдыхаемого при фонации.
 • Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок на слух просто не отличит правильное произношение от неправильного. Редко как причина ротацизма;
 • дизартрия. При спастическом состоянии суставных мышц отмечается ротация увулярной и велярной. Паретика мышц языка и щек часто приводит к боковым искажениям.
 • Имитация и двуязычие. Ребенок может считать неправильное воспроизведение звука нормой, если член семьи лопается и не следит за его речью. Двуязычие ассимилирует фонетические характеристики звуковых вариантов, заимствованных из других языков (увулярный- с французского, гортанный - с немецкого).

Классификация

 Мнения исследователей относительно форм ротацизма и их количества в русской логопедии расходятся. Некоторые авторы выделяют более 30 вариантов звукового возмущения. Наиболее распространенные типы ротацизма, признанные большинством ученых:
 • Увулярный. Во время фонации дрожит увулярный отросток (язычок). Слышно бритье , которое по акустике наиболее близко к нормальному звуку.
 • Велар. Мягкое небо вибрирует, вызывая грубое урчание. Велюрный и увулярный ротоцизм иногда называют глоткой, или заусенцем.
 • Боковой. Наблюдается вибрация боковых краев языка. Слышна звуковая комбинация «РЛ».
 • Буккальный. Струя воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая вибрацию одной или обеих щек. Этот вид ротации смешивает шум с тоном голоса.
 • Удар (резкий). Язычок в правильном положении, но нет вибрации. Звук по акустике близок к английскому.
 • Две губы (двугубные, «клещи»). Губы вибрируют, язык неподвижен. При двугубой ротации слышен «PRR».
 • Носовой. Воздушный поток выходит через нос, кончик языка не вовлекается в сустав. Слышимый звук близок к искаженному сочетанию «НГ».
 • Гортань. Близок к велярному ротацизму, но звук более приглушенный, похожий на щелевой.
Ротацизм

Диагностика

 Ротацизм диагностируется путем оценки языкового статуса. Во время предварительного обсуждения с родителями ребенка или взрослым с этой языковой проблемой логопед запрашивает анамнестическую информацию и языковой статус (одноязычный, двуязычный). Затем одно за другим выполняется следующее:
 • Осмотр органов сочленения. Во время обследования оценивается структура губ, зубов, языка, твердого и мягкого неба. Существующие отклонения (отсутствие зубов, перекос, короткая уздечка, лицевые трещины ) Указывают на причину ротации. Затем определяется мышечный тонус: наличие спастичности, парез мышц мускулов рта и лица, дистония.
 • Обследование подвижности суставного аппарата. Точные движения языка и губ важны для артикуляции звучания. Во время выполнения специальных упражнений определяется объем, скорость, точность, переключаемость движений и способность сохранять суставную осанку.
 • Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротации (двигательное или сенсорное нарушение) и выявления вторичного нарушения слуховой дифференциации проводится речевой слуховой тест. Изучите различие звуков, которые изолированы на уровне слога и слова.
 • Обзор произношения. Наличие и правильность произношения звуков выделяется и проверяется на разных позициях в слове. В процессе диагностики необходимо точно определить вид ротации - от этого зависит способ коррекции.
 В некоторых случаях требуется дополнительное стоматологическое обследование (телерадиография, диагностические гипсовые слепки) или неврологическая диагностика (ЭНМГ, МРТ головного мозга) для разработки правильной стратегии устранения ротации.
 Логопедический массаж.

Лечение

Коррекция.

 Коррекция ротации проводится логопедическими средствами. В некоторых случаях может потребоваться медицинская помощь. Итак, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. В случае неправильного прикуса врач-ортодонт назначает ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров. Коррекция дизартрического компонента в речи ребенка более эффективна на фоне медикаментозной терапии, назначенной неврологом.
 Основная работа по устранению ротации проводится в кабинете логопеда. Он включает в себя несколько периодов: подготовительный, звукорежиссерский, его автоматизацию и введение в речь.
 • развитие верхнего подъема языка (упражнения «Художник», «Вкусное варенье», «Качели», «Индейка»);
 • активация кончика языка («Дятел», «Чистим зубы», «Утюг»);
 • вызвать вибрацию языка («Комарик»);
 • растяжение подъязычной связки (упражнения «Грибок», «Парус», «Лошадь», «Аккордеон»).
 Параллельно выполняется дыхательная гимнастика, при необходимости логопедический массаж. Суставные и дыхательные упражнения с вращением оси следует выполнять не только на занятиях логопедом, но и дома не реже 2 раз в день. Подготовительный этап продолжается до тех пор, пока ребенок не научится сохранять желаемую артикуляционную позу и не выдохнет сильный прямой поток воздуха.
42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.