Description
Дефектолог. Коррекционный педагог, занимающийся воспитанием и специальным обучением детей, имеющих особенности физического и психического развития. К категории «особых» относятся дети с недостаточностью интеллектуальной сферы, тяжелыми нарушениями речи, патологией двигательного аппарата, слабовидящие, слабослышащие, а также дети с комплексными нарушениями. Задача дефектолога - помочь им в освоении бытовых, игровых, учебных навыков с целью максимально полноценной адаптации в обществе. Многие дефектологи имеют дополнительные специализации: олигофренопедагог, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог. Дефектологи работают в детских развивающих и медицинских центрах, ДОУ, школах и интернатах, где обучаются дети с особенностями развития.
Additional facts
Помощь дефектолога необходима детям с отклонениями психического и физического здоровья в рамках комплексной реабилитации. Обычно обратиться за дополнительной консультацией к коррекционному педагогу рекомендуют детские врачи (неврологи, ортопеды, офтальмологи, сурдологи), наблюдающие таких пациентов. Однако родители могут это сделать и по личной инициативе. Тревожными звоночками и поводом для визита к дефектологу могут стать:
• В раннем детстве (к 3 годам). Непонимание ребенком просьб и инструкций взрослого, незнание своего имени и имен близких, безречье, неумение пользоваться ложкой, несформированность навыков опрятности (ребенок никогда сам не просится на горшок).
• В дошкольном возрасте. Неразвитость бытовых навыков (неумение самостоятельно одеваться, кушать, умываться), незнание основных цветов и геометрических фигур, категорий и назначения предметов; неумение играть в одиночестве или с другими детьми, неспособность к вербальной коммуникации с окружающими, общая моторная неловкость, заторможенность или гиперактивность, агрессия.
• В школьном возрасте. Все перечисленное у дошкольников плюс неспособность к овладению школьными навыками - чтением, счетом, письмом в соответствии с возрастными нормами и требованиями школьной программы.
• Задержка психического развития (ЗПР). Отставание от сверстников в темпах развития психических процессов - повод бить тревогу. Задержанное развитие может быть как проявлением педагогической запущенности, так и маркером многих серьезных неврологических заболеваний и психических расстройств. При правильном дефектологическом подходе ЗПР вполне обратима и преодолима - это отличает ее от умственной отсталости.
• Нарушения интеллекта. Могут быть обусловлены генетическими причинами (синдром Дауна, синдром Ретта, ранний детский аутизм), перинатальными поражениями ЦНС (внутриутробные инфекции, родовые травмы), нейроинфекциями, ЧМТ. Дети с нарушениями интеллекта представляют собой разнородную группу - от способных к обучению и самообслуживанию до необучаемых и полностью зависимых от окружающих. С такими детьми работают дефектологи-олигофренопедагоги.
• Нарушения слуха. Причиной частичной или полной потери слуха могут служить наследственные синдромы, перенесенные отиты, отосклероз, механическая травма Реабилитацией слабослышащих, глухих и позднооглохших детей, после слухопротезирования и кохлеарной имплантации, занимаются дефектологи-сурдопедагоги. При сочетанном нарушении слуха и речи - глухонемоте - данные дети нуждаются в освоении языка жестов.
• Нарушения зрения. Коррекционные занятия со слабовидящими, слепыми и поздноослепшими детьми проводит дефектолог-тифлопедагог. Он обучает незрячих детей чтению с использованием шрифта Брайля, учит ориентироваться в пространстве, прививает навыки самообслуживания.
• Патология опорно-двигательного аппарата. Группа заболеваний представлена ДЦП, нарушениями осанки, врожденными вывихами бедра, последствиями перенесенного полиомиелита и рахита, травм спинного мозга, прогрессирующими мышечными атрофиями и мн. Помощь в обучении и социальной адаптацией детей с патологией ОДА осуществляет дефектолог-ортопедагог.
• Тяжелые нарушения речи (ТНР). Включают общее недоразвитие речи при алалии, афазии, дизартрии, а также тяжелые формы заикания, существенно затрудняющие коммуникацию с окружающими. Детей с ТНР ведет логопед-дефектолог.
• В раннем детстве (к 3 годам). Непонимание ребенком просьб и инструкций взрослого, незнание своего имени и имен близких, безречье, неумение пользоваться ложкой, несформированность навыков опрятности (ребенок никогда сам не просится на горшок).
• В дошкольном возрасте. Неразвитость бытовых навыков (неумение самостоятельно одеваться, кушать, умываться), незнание основных цветов и геометрических фигур, категорий и назначения предметов; неумение играть в одиночестве или с другими детьми, неспособность к вербальной коммуникации с окружающими, общая моторная неловкость, заторможенность или гиперактивность, агрессия.
• В школьном возрасте. Все перечисленное у дошкольников плюс неспособность к овладению школьными навыками - чтением, счетом, письмом в соответствии с возрастными нормами и требованиями школьной программы.
Чем занимается дефектолог.
Специфика деятельности дефектолога определяет спектр тех проблем, которые лежат в плоскости коррекционной педагогики. Обычно при оказании помощи детям с нарушениями развития дефектолог тесно сотрудничает с детскими психологами и нейропсихологами. Посещение дефектолога может быть рекомендовано, если у ребенка диагностированы:• Задержка психического развития (ЗПР). Отставание от сверстников в темпах развития психических процессов - повод бить тревогу. Задержанное развитие может быть как проявлением педагогической запущенности, так и маркером многих серьезных неврологических заболеваний и психических расстройств. При правильном дефектологическом подходе ЗПР вполне обратима и преодолима - это отличает ее от умственной отсталости.
• Нарушения интеллекта. Могут быть обусловлены генетическими причинами (синдром Дауна, синдром Ретта, ранний детский аутизм), перинатальными поражениями ЦНС (внутриутробные инфекции, родовые травмы), нейроинфекциями, ЧМТ. Дети с нарушениями интеллекта представляют собой разнородную группу - от способных к обучению и самообслуживанию до необучаемых и полностью зависимых от окружающих. С такими детьми работают дефектологи-олигофренопедагоги.
• Нарушения слуха. Причиной частичной или полной потери слуха могут служить наследственные синдромы, перенесенные отиты, отосклероз, механическая травма Реабилитацией слабослышащих, глухих и позднооглохших детей, после слухопротезирования и кохлеарной имплантации, занимаются дефектологи-сурдопедагоги. При сочетанном нарушении слуха и речи - глухонемоте - данные дети нуждаются в освоении языка жестов.
• Нарушения зрения. Коррекционные занятия со слабовидящими, слепыми и поздноослепшими детьми проводит дефектолог-тифлопедагог. Он обучает незрячих детей чтению с использованием шрифта Брайля, учит ориентироваться в пространстве, прививает навыки самообслуживания.
• Патология опорно-двигательного аппарата. Группа заболеваний представлена ДЦП, нарушениями осанки, врожденными вывихами бедра, последствиями перенесенного полиомиелита и рахита, травм спинного мозга, прогрессирующими мышечными атрофиями и мн. Помощь в обучении и социальной адаптацией детей с патологией ОДА осуществляет дефектолог-ортопедагог.
• Тяжелые нарушения речи (ТНР). Включают общее недоразвитие речи при алалии, афазии, дизартрии, а также тяжелые формы заикания, существенно затрудняющие коммуникацию с окружающими. Детей с ТНР ведет логопед-дефектолог.
Preparation
Никакой специальной подготовки к встрече с дефектологом не требуется. Желательно, чтобы консультация не нарушала привычный режим дня ребенка, поэтому лучше не планировать визит к специалисту во время традиционного дневного сна или приема пищи. Одежда ребенка должна быть удобной и не стесняющей движения, поскольку обследование проходит в игровой форме. С собой необходимо взять заключения медицинских специалистов по основному заболеванию и результаты обследований (ЭЭГ, МРТ ). Если существуют препятствия для визита в медицинское или образовательное учреждение, необходимо заранее обговорить возможность проведения консультации дефектолога на дому в удобное время.
The methodology of the study
Прием дефектолога начинается со знакомства с ребенком и сопровождающим его взрослым. Лучше, если не первую консультацию ребенка приведет мама, специалист непременно поинтересуется тем, как протекала беременность и роды у матери, как рос и развивался ребенок, какие заболевания перенес, когда появились проблемы и отставание в развитии. Эта информация является чрезвычайно важной для понимания этиологии и тяжести нарушений, планирования коррекционного процесса. Комплексная диагностика ребенка включает:
• Наблюдение. Пока длится предварительная беседа, дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, оценивает его поведение, эмоциональные реакции, моторное развитие, умение манипулировать предметами, организовать игру, идти на сотрудничество со взрослым. На основании первичного наблюдения можно понять, какие функции (психические, сенсорные, двигательные) у ребенка нарушены в большей степени.
• Обследование моторных функций. Для оценки общей моторики ребенку предлагают выполнить ряд несложных упражнений (побегать, поймать мяч, постоять на одной ноге, попрыгать), которые помогают выявить двигательные нарушения. При изучении тонкой моторики используются пальцевые пробы, рисование, складывание мозаики, лепка. Важной характеристикой развития является сформированность у ребенка навыков бытового самообслуживания - умения завязать шнурки, застегнуть пуговицы.
• Обследование психических функций. Предполагает изучение внимания, мышления, памяти, восприятия и сравнения полученных результатов с возрастными нормативами. У дошкольников оценивается состояние игровой деятельности, запас сведений об окружающем мире, у школьников - сформированность учебных навыков (на основании анализа рабочих тетрадей, рисунков, знания школьных предметов).
• Специальная диагностика. Выполняется узкими специалистами-дефектологами в рамках своего направления (логопедия, суродопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика). Может включать обследование состояния речевой функции, проверку слуховых и зрительных реакций, проведение ряда скрининговых тестов.
После тщательной психолого-педагогической диагностики дефектолог определяет те нарушенные функций, которые требуют коррекции, формирует индивидуальный коррекционный маршрут с учетом патофизиологических особенностей ребенка. Содержание и методы обучения детей с нарушениями развития подбираются дефектологом с учетом вида и степени патологии. Существуют специфические коррекционные методики (например, АВА-терапия при аутизме) и общие, которые могут быть использованы практически во всех ситуациях ‒ сенсорная интеграция, арттерапия, песочная терапия, сказкотерапия На приеме обговаривается режим индивидуальных занятий с дефектологом, родителям выдаются рекомендации по общению с «особенным» ребенком и организации окружающего пространства дома.
• Наблюдение. Пока длится предварительная беседа, дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, оценивает его поведение, эмоциональные реакции, моторное развитие, умение манипулировать предметами, организовать игру, идти на сотрудничество со взрослым. На основании первичного наблюдения можно понять, какие функции (психические, сенсорные, двигательные) у ребенка нарушены в большей степени.
• Обследование моторных функций. Для оценки общей моторики ребенку предлагают выполнить ряд несложных упражнений (побегать, поймать мяч, постоять на одной ноге, попрыгать), которые помогают выявить двигательные нарушения. При изучении тонкой моторики используются пальцевые пробы, рисование, складывание мозаики, лепка. Важной характеристикой развития является сформированность у ребенка навыков бытового самообслуживания - умения завязать шнурки, застегнуть пуговицы.
• Обследование психических функций. Предполагает изучение внимания, мышления, памяти, восприятия и сравнения полученных результатов с возрастными нормативами. У дошкольников оценивается состояние игровой деятельности, запас сведений об окружающем мире, у школьников - сформированность учебных навыков (на основании анализа рабочих тетрадей, рисунков, знания школьных предметов).
• Специальная диагностика. Выполняется узкими специалистами-дефектологами в рамках своего направления (логопедия, суродопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика). Может включать обследование состояния речевой функции, проверку слуховых и зрительных реакций, проведение ряда скрининговых тестов.
После тщательной психолого-педагогической диагностики дефектолог определяет те нарушенные функций, которые требуют коррекции, формирует индивидуальный коррекционный маршрут с учетом патофизиологических особенностей ребенка. Содержание и методы обучения детей с нарушениями развития подбираются дефектологом с учетом вида и степени патологии. Существуют специфические коррекционные методики (например, АВА-терапия при аутизме) и общие, которые могут быть использованы практически во всех ситуациях ‒ сенсорная интеграция, арттерапия, песочная терапия, сказкотерапия На приеме обговаривается режим индивидуальных занятий с дефектологом, родителям выдаются рекомендации по общению с «особенным» ребенком и организации окружающего пространства дома.
Item codes
Expand the detailed description...
Appointment to the doctor
| ||||||||||||||
|
rating: 4.4 [26]
|
| «Очень хорошо» |
- Третьякова Елена Александровна more...
- Specializations: Логопед, ДефектологEdit
- Work experience 17 years•Doctor of the highest category •treats children
- Make an appointment
- Clinic: Томатис на Новочеркасском проспекте.
| Today 06 Dec. | No reception. |
| Tue. 09 Dec. | |
| Tue. 16 Dec. |
|
| Few ratings |
| «Очень хорошо» |
- Тесленко Светлана Сергеевна more...
- Specializations: Логопед, ДефектологEdit
- Work experience 3 years•treats children
- Make an appointment
- Clinic: Дети Индиго на Ставропольской.
| The doctor does not have an online schedule. Leave a request and the operator will call you back |
|
rating: 4.4 [9]
|
| «Превосходно» |
- Насонова Наталья Вячеславовна more...
- Specializations: Логопед, ДефектологEdit
- Work experience 22 years•treats children
- Make an appointment
- Clinic: ВиваСтом на 4-й Гражданской.
| The doctor does not have an online schedule. Leave a request and the operator will call you back |
|
rating: 4.3 [27]
|
| «Очень хорошо» |
- Паладий Ольга Александровна more...
- Specializations: Логопед, ДефектологEdit
- Work experience 11 years•treats children
- Make an appointment
-
Clinic: Центр детской неврологии и реабилитации НейроСпектр Беляево
.
Address: Миклухо-Маклая, д.18/1 the map. Metro: Беляево, Калужская, Коньково, Теплый стан, Юго-западная, Новаторская, Воронцовская.
| Today 06 Dec. | |
| Sun. 07 Dec. | |
| Mon. 08 Dec. | |
| Tue. 09 Dec. | |
| Wed. 10 Dec. | |
| Thu. 11 Dec. | |
| Fri. 12 Dec. |
|
| Few ratings |
| «Очень хорошо» |
- Руднев Алексей Александрович more...
- Specializations: ДефектологEdit
- Work experience 4 years•treats children
- Make an appointment
- Clinic: ЛабКвест на Профсоюзной.
| The doctor does not have an online schedule. Leave a request and the operator will call you back |
|
| Few ratings |
| «Превосходно» |
- Торочкова Надежда Николаевна more...
- Specializations: Логопед, ДефектологEdit
- Work experience 19 years•treats children
- Make an appointment
- Clinic: Буду говорить на 18-й Линии В.О..
| The doctor does not have an online schedule. Leave a request and the operator will call you back |
|
| Few ratings |
| «Очень хорошо» |
- Султанова Татьяна Николаевна more...
- Specializations: Логопед, ДефектологEdit
- Work experience 2 years•treats children
- Make an appointment
- Clinic: Доктор Ост на Университетской набережной.
| The doctor does not have an online schedule. Leave a request and the operator will call you back |
|
| Few ratings |
| «Очень хорошо» |
- Савченко София Викторовна more...
- Specializations: Логопед, ДефектологEdit
- Work experience not specified•treats children
- Make an appointment
-
Clinic: Центр нейропсихологии Нейроника на Скандинавском бульваре.
Address: Скандинавский б-р, д. 1, корп. 1 the map. Metro: Ольховая.
| The doctor does not have an online schedule. Leave a request and the operator will call you back |
|
| Few ratings |
| «Очень хорошо» |
- Шипилина Алиса Станиславовна more...
- Specializations: Логопед, ДефектологEdit
- Work experience 12 years•treats children
- Make an appointment
- Clinic: Альтера Вита на Мусоргского.
| The doctor does not have an online schedule. Leave a request and the operator will call you back |
|
| Few ratings |
| «Превосходно» |
- Прошкина Снежана Васильевна more...
- Specializations: Логопед, ДефектологEdit
- Work experience 22 years•Doctor of the highest category •treats children
- Make an appointment
- Clinic: ВиваСтом на 4-й Гражданской.
| The doctor does not have an online schedule. Leave a request and the operator will call you back |
|
- Иванова Светлана Владимировна more...
- Specializations: Логопед, ДефектологEdit
- Work experience 26 years•treats children
- Make an appointment
-
Clinic: Центр нейропсихологии Нейроника на Скандинавском бульваре.
Address: Скандинавский б-р, д. 1, корп. 1 the map. Metro: Ольховая.
| The doctor does not have an online schedule. Leave a request and the operator will call you back |










