Description
Школьный невроз. Пограничное психическое расстройство, обусловленное дезадаптацией ребенка в процессе обучения. Проявляется эмоциональными и поведенческими нарушениями, снижением успеваемости, трудностями взаимодействия с окружающими в конкретном образовательном учреждении. Основные симптомы: нежелание посещать школу, агрессивность, тревожность. Диагностика включает клиническую беседу, использование опросников, проективных методик. Лечение проводится с помощью психотерапии, медикаментозной коррекции успокоительными препаратами, анксиолитиками.
Additional facts
Термин «школьный невроз» получил широкое распространение в 60-70-х годах XX века. Он использовался для обозначения широкого спектра эмоционально-поведенческих отклонений, вызванных необходимостью посещать образовательное учреждение. В МКБ-10 такого диагноза не существует, но проявления наиболее схожи с расстройством приспособительных реакций: расстройство адаптации обусловлено влиянием определенных ситуаций. Синонимичные названия, используемые в научной литературе: школьная фобия, дидактогенный невроз, школьная дезадаптация.
Reasons
Невротические расстройства - психогенные патологические реакции нервной системы на травмирующие ситуации. Школьный невроз провоцируется отрицательным воздействием со стороны учителей, одноклассников, родителей. Вероятность его формирования зависит от индивидуальных особенностей психики ребенка. В группе повышенного риска дети со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолики, холерики), с тревожно-мнительными чертами, низкой самооценкой. Обычно их описывают как эмоционально-чувствительных, доверчивых, зависимых от мнения окружающих. Причинами школьного невроза могут стать:
• Индивидуально-личностные характеристики. Внешние отличия, особенности поведения, общения способны препятствовать успешной адаптации к учебному процессу, к выстраиванию дружеских отношений со сверстниками.
• Соматические заболевания. Дети с ослабленным здоровьем часто пропускают уроки, не успевают освоить учебную программу, установить взаимоотношения с одноклассниками. Также причиной невротического расстройства могут стать физические особенности ребенка, которые вызывают трудности обучения и насмешки других детей.
• Взаимодействие с педагогом. Боязнь плохих оценок, страх публичного осуждения со стороны учителя - основные причины развития дидактогенного невроза. Негативные переживания могут провоцироваться общением с конкретным педагогом либо со всеми учителями.
• Стили воспитания. Школьный невроз часто развивается у детей, чьи родители предъявляют высокие требования к успеваемости, наказывают за плохие отметки, не оказывают поддержку в сложные учебные периоды. Также негативно сказывается повышенная тревожность матери, непоследовательность и противоречивость воспитания.
• Когнитивно-личностные особенности. Нарушения и отставание психического развития препятствуют своевременной школьной адаптации. Невротические признаки возникают при выраженной инфантильности, несформированности волевой функции, низкой учебной мотивации (ориентации на игру, а не на учебную деятельность).
• Индивидуально-личностные характеристики. Внешние отличия, особенности поведения, общения способны препятствовать успешной адаптации к учебному процессу, к выстраиванию дружеских отношений со сверстниками.
• Соматические заболевания. Дети с ослабленным здоровьем часто пропускают уроки, не успевают освоить учебную программу, установить взаимоотношения с одноклассниками. Также причиной невротического расстройства могут стать физические особенности ребенка, которые вызывают трудности обучения и насмешки других детей.
• Взаимодействие с педагогом. Боязнь плохих оценок, страх публичного осуждения со стороны учителя - основные причины развития дидактогенного невроза. Негативные переживания могут провоцироваться общением с конкретным педагогом либо со всеми учителями.
• Стили воспитания. Школьный невроз часто развивается у детей, чьи родители предъявляют высокие требования к успеваемости, наказывают за плохие отметки, не оказывают поддержку в сложные учебные периоды. Также негативно сказывается повышенная тревожность матери, непоследовательность и противоречивость воспитания.
• Когнитивно-личностные особенности. Нарушения и отставание психического развития препятствуют своевременной школьной адаптации. Невротические признаки возникают при выраженной инфантильности, несформированности волевой функции, низкой учебной мотивации (ориентации на игру, а не на учебную деятельность).
Pathogenesis
Патофизиологической основой невротического расстройства является дисбаланс процессов торможения и возбуждения в нервной системе. Изначально у ребенка имеются целесообразные врожденные типы реагирования, обусловленные темпераментом. Воздействие триггерного фактора провоцирует возбуждение, которое, спустя время, компенсируется торможением. При школьном неврозе таким фактором является социальная ситуация (общение с педагогом, сверстниками, обучение).
Продолжительное, частое воздействие триггера приводит к истощению нервной системы, к дисбалансу торможения и возбуждения. Возникает патологическая психическая реактивность, например, слезы и истерика в ответ на замечание учителя. Такой способ реагирования закрепляется, делает невозможной адаптацию к социальной ситуации обучения. Происходит дезорганизация психического состояния, приспособительная функция ослабевает.
Школьный невроз.
Продолжительное, частое воздействие триггера приводит к истощению нервной системы, к дисбалансу торможения и возбуждения. Возникает патологическая психическая реактивность, например, слезы и истерика в ответ на замечание учителя. Такой способ реагирования закрепляется, делает невозможной адаптацию к социальной ситуации обучения. Происходит дезорганизация психического состояния, приспособительная функция ослабевает.
Школьный невроз.
Symptoms
Дидактогенный невроз проявляется волнением, повышенным беспокойством о ситуациях в учебном заведении. Ребенок ожидает плохого отношения к себе от сверстников, учителей, старшеклассников. Он тревожится о возможной низкой оценке, о допущенных ошибках в классной работе, о предстоящих сложностях на проверочном занятии. Склонен много раз обдумывать произошедшие разговоры, написанные работы. Будущее представляется полным трудностей, связанных со школой. Поэтому такие дети не хотят посещать учебное учреждение, часто прогуливают уроки, испытывают облегчение во время каникул и пропусков по болезни.
Ухудшается физическое самочувствие. Ребенок может стать вялым, раздражительным, излишне плаксивым. Он быстро устает, теряет интерес к любимым занятиям. Засыпает с трудом, часто просыпается ночью, с трудом встает с постели утром. Часто возникают головные боли, головокружения, тошнота (особенно перед школой или во время учебы). Возможно развитие общих симптомов невротического расстройства, таких как снижение аппетита, приступы учащенного сердцебиения, расстройства пищеварения.
Характерна неуверенность, ощущение собственной неадекватности, неполноценности. Тревога и плохое самочувствие приводят к снижению памяти, внимания. Страхи, связанные со школьными ситуациями, способны спровоцировать панику, ночные кошмары. Иногда тревога проявляется повышенной конфликтностью, агрессивностью в стенах школы.
Ухудшается физическое самочувствие. Ребенок может стать вялым, раздражительным, излишне плаксивым. Он быстро устает, теряет интерес к любимым занятиям. Засыпает с трудом, часто просыпается ночью, с трудом встает с постели утром. Часто возникают головные боли, головокружения, тошнота (особенно перед школой или во время учебы). Возможно развитие общих симптомов невротического расстройства, таких как снижение аппетита, приступы учащенного сердцебиения, расстройства пищеварения.
Характерна неуверенность, ощущение собственной неадекватности, неполноценности. Тревога и плохое самочувствие приводят к снижению памяти, внимания. Страхи, связанные со школьными ситуациями, способны спровоцировать панику, ночные кошмары. Иногда тревога проявляется повышенной конфликтностью, агрессивностью в стенах школы.
Possible complications
При длительном течении школьный невроз способен привести к развитию стойкой депрессии. Избегание посещения школы, общения с учителями нередко перерастает в социофобию - страх общения со всеми людьми. В итоге ребенок становится замкнутым, безынициативным. Эмоциональное напряжение способно спровоцировать обсессивно-компульсивное расстройство, нарушения пищевого поведения (анорексию, булимию). Возможны навязчивые мысли о причинении вреда себе или окружающим, селфхарм, попытки суицида.
Diagnostics
Первично с симптомами школьного невроза родители обращаются к педиатру, неврологу. Специалисты собирают данные анамнеза, проводят осмотр. Для дальнейшей диагностики ребенка направляют к врачу-психиатру, психотерапевту, медицинскому психологу. Чтобы подтвердить диагноз и разработать план лечения, проводится детальное изучение психоэмоционального состояния. Для этого используются:
• Клиническая беседа. Ведущий критерий диагностики невротических расстройств и нарушений адаптации - наличие психотравмирующих ситуаций, неспособность пациента справиться с ними. Обнаруживается связь симптомов с событиями из школьной жизни. Этот психогенный конфликт провоцирует вегетативные, эмоциональные, поведенческие расстройства.
• Специфические опросники. Методики исследования эмоционально-личностной сферы выявляют и количественно оценивают выраженность невротических состояний: тревоги, депрессии, навязчивых мыслей. Используется тест невротизации Л. И. Вассермана, опросник Спилбергера-Ханина, тест социально-психологической адаптации.
• Проективные тесты. Рисуночные методики, тесты интерпретации ситуации широко применяются для обследования младших школьников, для выявления скрываемых, отрицаемых негативных переживаний. Агрессивность, трудности адаптации можно выявить по результатам рисунков «Несуществующее животное», «Человек под дождем».
Консультация детского психолога.
• Клиническая беседа. Ведущий критерий диагностики невротических расстройств и нарушений адаптации - наличие психотравмирующих ситуаций, неспособность пациента справиться с ними. Обнаруживается связь симптомов с событиями из школьной жизни. Этот психогенный конфликт провоцирует вегетативные, эмоциональные, поведенческие расстройства.
• Специфические опросники. Методики исследования эмоционально-личностной сферы выявляют и количественно оценивают выраженность невротических состояний: тревоги, депрессии, навязчивых мыслей. Используется тест невротизации Л. И. Вассермана, опросник Спилбергера-Ханина, тест социально-психологической адаптации.
• Проективные тесты. Рисуночные методики, тесты интерпретации ситуации широко применяются для обследования младших школьников, для выявления скрываемых, отрицаемых негативных переживаний. Агрессивность, трудности адаптации можно выявить по результатам рисунков «Несуществующее животное», «Человек под дождем».
Консультация детского психолога.
Treatment
Чтобы устранить синдром необходима комплексная помощь, сочетающая психотерапию, физиотерапию, медикаментозную поддержку. Важным является изменение отношения родителей к учебе, улучшение психологической атмосферы в классе, поэтому помимо медицинских специалистов к работе подключаются школьные психологи. План лечения составляется индивидуально с учетом симптоматики, возраста, психологических особенностей пациента. Общая схема состоит из трех компонентов:
• Медикаментозное лечение. Прием препаратов помогает снизить эмоциональную напряженность, устранить тревогу, восстановить нормальный сон. Назначаются успокоительные лекарства, транквилизаторы, ноотропные средства. Если преобладают расстройства поведения, то возможно применение нейролептиков. С целью общего укрепления нервной системы используются витаминные комплексы.
• Психотерапия. Индивидуальные занятия нацелены на повышение адаптивных возможностей, формирование уверенности в себе, уменьшение тревожности. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, психомышечной релаксации, БОС. Групповая психотерапия позволяет устранить напряжение при общении, сформировать навык легкого взаимодействия с окружающими.
• Физиотерапия. Восстановить баланс процессов торможения и возбуждения в нервной системе помогают массажи, лечебные ванны, процедуры электрофореза. Рекомендовано придерживаться сбалансированного питания, четкого режима сна, учебы, отдыха. Важны регулярные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе, минимизация времени, проводимого с электронными гаджетами.
Помимо лечебных мероприятий, проводятся психологические консультации родителей, педагогов. Обсуждается необходимость скорректировать поведение и отношение взрослых, которое способно поддерживать детский невроз (высокие ожидания, жесткие требования). Если выявлены проблемы в общении с одноклассниками, к работе подключается педагог-психолог, администрация школы.
• Медикаментозное лечение. Прием препаратов помогает снизить эмоциональную напряженность, устранить тревогу, восстановить нормальный сон. Назначаются успокоительные лекарства, транквилизаторы, ноотропные средства. Если преобладают расстройства поведения, то возможно применение нейролептиков. С целью общего укрепления нервной системы используются витаминные комплексы.
• Психотерапия. Индивидуальные занятия нацелены на повышение адаптивных возможностей, формирование уверенности в себе, уменьшение тревожности. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, психомышечной релаксации, БОС. Групповая психотерапия позволяет устранить напряжение при общении, сформировать навык легкого взаимодействия с окружающими.
• Физиотерапия. Восстановить баланс процессов торможения и возбуждения в нервной системе помогают массажи, лечебные ванны, процедуры электрофореза. Рекомендовано придерживаться сбалансированного питания, четкого режима сна, учебы, отдыха. Важны регулярные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе, минимизация времени, проводимого с электронными гаджетами.
Помимо лечебных мероприятий, проводятся психологические консультации родителей, педагогов. Обсуждается необходимость скорректировать поведение и отношение взрослых, которое способно поддерживать детский невроз (высокие ожидания, жесткие требования). Если выявлены проблемы в общении с одноклассниками, к работе подключается педагог-психолог, администрация школы.
Forecast
Школьный невроз поддается коррекции при комплексном подходе, включающем лечение и мероприятия по улучшению социального климата. Чтобы предупредить развитие эмоционального расстройства, необходимо поддерживать ребенка во время обучения, внушать уверенность в успехе, учить восприятию ошибок как опыта. Родителям важно поддерживать доверительные отношения, своевременно реагировать на серьезные конфликты с учителями, одноклассниками. Иногда с целью профилактики школьного невроза необходимо сменить учебное учреждение.
References
1. Изучение школьных неврозов и способов их коррекции/ Царева А.Б. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. №8.
2. Роль семейного воспитания в развитии «школьного невроза»/ Ю. А. Фесенко// Специальное образование. 2016. №XII.
3. Школьный невроз» как реалия современного начального образования/ Каганова Т. И., Мостовая Л. И. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №9-10 (55).
4. К вопросу о дидактогенном неврозе/ Медведева А. А. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2010. №1.
2. Роль семейного воспитания в развитии «школьного невроза»/ Ю. А. Фесенко// Специальное образование. 2016. №XII.
3. Школьный невроз» как реалия современного начального образования/ Каганова Т. И., Мостовая Л. И. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №9-10 (55).
4. К вопросу о дидактогенном неврозе/ Медведева А. А. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2010. №1.