ICD-10 codes
Description
Сенсомоторная алалия. Это глубокое недоразвитие речевой функции, которое возникает при повреждении коркового речевого анализатора у ребенка до трех лет. Для него характерны нарушения речевой практики, слухового гнозиса, приводящие к невозможности говорить и непониманию чужой речи. Речевой дефект сопровождается нарушением моторики, внимания, гиперактивностью. Диагноз ставится на основании исследования устной речи и высших психических функций. Работа логопеда направлена на исправление восприимчивой и выразительной речи. По показаниям терапию ноотропами, делает физиотерапию.
Additional facts
Сенсорно-моторная алалия - это смешанная форма речевой патологии, сочетающая в себе элементы моторной и сенсорной алалии. В современной логопедии это относится к тяжелым речевым патологиям, так как затрагивает все уровни языковой организации. В детском возрасте различные виды алалии выявляются у 1% дошкольников. Поскольку все типы языка тесно связаны, восприятие и понимание языка часто вторично ухудшаются у моторных и сенсорных алаликов - их собственной речи. При сенсомоторной алалии могут преобладать нарушения моторной речи или фонематики.
Reasons
Сенсомоторная алалия вызывается органическим поражением корковых отделов слухово-речевого анализатора и их доминантных (чаще левых) проводящих путей полушария речи. Патологические изменения возникают на этапе внутриутробного развития или в раннем детстве (до 3 лет). Непосредственными этиофакторами сенсомоторной алалии могут быть:
• Пренатальные проблемы. В эту группу причин входят различные негативные воздействия на плод. К ним относятся гестационные осложнения (токсикоз, иммунологическая несовместимость, фетоплацентарная недостаточность), заболевания (пороки сердца, эндокринопатии, TORCH-инфекции) и вредные привычки беременной (никотиновая или наркотическая зависимость), внешние воздействия (вибрации, радиация).
• Рождественские порчи. Во время родов чаще всего возникает травматическое или гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы. В этот период опасны травмы головы, повторное или тугое обвязывание пуповины, инструментальные акушерские вмешательства (введение щипцов).
• Перинатальные поражения. Это относится к комбинированному побочному эффекту, который возникает как в утробе матери, так и в первые несколько дней после рождения (например, гипоксия плода, родовая травма и тяжелая желтуха новорожденных).
• Послеродовые заболевания. Заболевания раннего возраста (особенно первого года жизни), протекающие с церебральными осложнениями или утомляющие ребенка, также могут вызывать сенсомоторные проблемы. Наиболее важные из них: травмы головы, нейроинфекции, опухоли головного мозга, неправильное питание, рахит.
• Пренатальные проблемы. В эту группу причин входят различные негативные воздействия на плод. К ним относятся гестационные осложнения (токсикоз, иммунологическая несовместимость, фетоплацентарная недостаточность), заболевания (пороки сердца, эндокринопатии, TORCH-инфекции) и вредные привычки беременной (никотиновая или наркотическая зависимость), внешние воздействия (вибрации, радиация).
• Рождественские порчи. Во время родов чаще всего возникает травматическое или гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы. В этот период опасны травмы головы, повторное или тугое обвязывание пуповины, инструментальные акушерские вмешательства (введение щипцов).
• Перинатальные поражения. Это относится к комбинированному побочному эффекту, который возникает как в утробе матери, так и в первые несколько дней после рождения (например, гипоксия плода, родовая травма и тяжелая желтуха новорожденных).
• Послеродовые заболевания. Заболевания раннего возраста (особенно первого года жизни), протекающие с церебральными осложнениями или утомляющие ребенка, также могут вызывать сенсомоторные проблемы. Наиболее важные из них: травмы головы, нейроинфекции, опухоли головного мозга, неправильное питание, рахит.
Risk factors
Некоторые состояния сами по себе не вызывают нарушения речи, но усиливают влияние биологических причин. Такими факторами риска недоразвития речи могут быть:
• наследственная отягощенность (наличие алалии в детстве от отца или матери);
• неблагоприятные социальные условия (больничный синдром, педагогическая запущенность, конфликтные отношения в семье);
• двуязычие (как фактор, потенциально способствующий развитию алалии, является предметом обсуждения).
Некоторые исследователи считают, что нет «чистых форм алалии (только впечатляющих или только выразительных)». Все виды алалии имеют смешанный характер с разной степенью выраженности сенсорного или моторного компонента.
• наследственная отягощенность (наличие алалии в детстве от отца или матери);
• неблагоприятные социальные условия (больничный синдром, педагогическая запущенность, конфликтные отношения в семье);
• двуязычие (как фактор, потенциально способствующий развитию алалии, является предметом обсуждения).
Некоторые исследователи считают, что нет «чистых форм алалии (только впечатляющих или только выразительных)». Все виды алалии имеют смешанный характер с разной степенью выраженности сенсорного или моторного компонента.
Pathogenesis
Различные патогенные воздействия приводят к повреждению нейронов моторных и сенсорных языковых центров (постцентральной, премоторной, верхней височной коры и пучка дуг), а также путей, которые устанавливают межполушарные связи (мозолистое тело). При этом нервные клетки остаются функционально незрелыми, снижается их возбудимость и нарушается передача нервных импульсов. Слуховая агнозия, орально-артикуляторная апраксия.
При сенсомоторной алалии онтогенез языка сильно нарушен, недоразвитие охватывает всю языковую систему: страдают произношение, понимание языка, словарный запас и способность строить предложения. Ребенок не приобретает языковые навыки в отведенные сроки. Сенсомоторная алалия наблюдается у детей с преимущественно нормальным интеллектуальным развитием и периферическим слухом.
При сенсомоторной алалии онтогенез языка сильно нарушен, недоразвитие охватывает всю языковую систему: страдают произношение, понимание языка, словарный запас и способность строить предложения. Ребенок не приобретает языковые навыки в отведенные сроки. Сенсомоторная алалия наблюдается у детей с преимущественно нормальным интеллектуальным развитием и периферическим слухом.
Symptoms
Смешанная алалия диагностируется у детей старше 3 лет, которые изначально не разговаривают. Основные симптомы - стойкое непонимание чужой речи и отсутствие собственной речевой продукции. В анамнезе - позднее формирование речевых реакций: шепот, лепет, первые слова. С раннего возраста ребенок не реагирует на невысказанные звуки, голос матери или ее имя.
Не формируется внушительный словарный запас: ребенок дошкольного возраста не знает названий предметов, не показывает их на изображении, не выполняет элементарных словесных указаний. Для него характерны нестабильность слухового внимания, снижение объема слуховой памяти, отвлечение от различных внешних раздражителей. Ребенка с сенсомоторной алалией не привлекают аудиокниги, чтение и рассказывание историй. Контакт возможен только с помощью элементарных жестовых указаний, эмоциональных реакций, мимики.
Речевая деятельность либо полностью отсутствует, либо носит лепетный характер в виде звуковых цепочек. Иногда отмечаются эхолалии, персеверации, но бессвязное и невнятное повторение слов неустойчиво, не несет смысловой нагрузки и не закрепляется в речи. Из-за трудностей нахождения правильной кинестезии при повторении слов допускаются множественные звуковые замены, ошибки в ударении, искажение слогового наполнения.
Поведение детей с сенсомоторной алалией часто гиперактивно, иногда имеет аутистические черты (склонность к одиночеству, стереотипные действия, вспышки агрессии). Отмечаются неуклюжесть движений, нарушение координации и переключаемости, трудности при выполнении действий (рисование, аппликация, одевание, застегивание). У старших дошкольников и младших школьников формирование графомоторных навыков идет медленно.
Ассоциированные симптомы: Аграмматизм. Замена звуков. Искажение звуков. Ламбдацизм. Нарушение понимания речи. Ограниченный словарный запас. Отсутствие речи. Персеверация. Эхолалия.
Не формируется внушительный словарный запас: ребенок дошкольного возраста не знает названий предметов, не показывает их на изображении, не выполняет элементарных словесных указаний. Для него характерны нестабильность слухового внимания, снижение объема слуховой памяти, отвлечение от различных внешних раздражителей. Ребенка с сенсомоторной алалией не привлекают аудиокниги, чтение и рассказывание историй. Контакт возможен только с помощью элементарных жестовых указаний, эмоциональных реакций, мимики.
Речевая деятельность либо полностью отсутствует, либо носит лепетный характер в виде звуковых цепочек. Иногда отмечаются эхолалии, персеверации, но бессвязное и невнятное повторение слов неустойчиво, не несет смысловой нагрузки и не закрепляется в речи. Из-за трудностей нахождения правильной кинестезии при повторении слов допускаются множественные звуковые замены, ошибки в ударении, искажение слогового наполнения.
Поведение детей с сенсомоторной алалией часто гиперактивно, иногда имеет аутистические черты (склонность к одиночеству, стереотипные действия, вспышки агрессии). Отмечаются неуклюжесть движений, нарушение координации и переключаемости, трудности при выполнении действий (рисование, аппликация, одевание, застегивание). У старших дошкольников и младших школьников формирование графомоторных навыков идет медленно.
Ассоциированные симптомы: Аграмматизм. Замена звуков. Искажение звуков. Ламбдацизм. Нарушение понимания речи. Ограниченный словарный запас. Отсутствие речи. Персеверация. Эхолалия.
Possible complications
Недостаточное речевое развитие не обеспечивает ребенку необходимого общения с родственниками и сверстниками, хорошей социализации. В результате развиваются расстройства личности: расстройства поведения, особенности эмоционально-произвольной сферы (тревожность, агрессивность), вторичная умственная отсталость. В школе учащиеся с сенсомоторной алалией испытывают значительные трудности с овладением навыками письма и чтения. Обучение проводится по коррекционной программе, но даже ее усвоение затруднено.
Diagnostics
Сенсомоторная алалия часто маскируется под снижение слуха и различные формы общего дизонтогенеза, поэтому они представляют определенные трудности в диагностике. Только мультидисциплинарный подход позволит правильно выявить проблему и составить грамотный путь исправления:
• Консультация детского невролога. При первичном поступлении исследуются перинатальные факторы риска, психомоторное развитие ребенка и текущий неврологический статус. В зависимости от показаний назначают инструментальную диагностику: ЭЭГ, УЗИ сосудов головы и шеи, РГ краниовертебрального перехода, МРТ головного мозга.
• Консультация детского ЛОР-врача. Позволяет оценить состояние физического слуха и исключить его снижение. Для этого проводится регистрация аудиограммы, акустического ствола ВП. При необходимости ребенка консультирует сурдолог.
• Консультация нейропсихолога. Нейропсихологический подход позволяет выявить нарушения слухоречевой памяти и внимания, артикуляционную апраксию и слуховую агнозию. Исследуются особенности двигательной, поведенческой, волевой сферы. Сохранившиеся душевные ресурсы определяются на строительно-коррекционную работу.
• Консультация логопеда. В процессе диагностики устной речи оценивается структура и симптомы речевого сбоя. При сенсомоторной алалии определяется недостаточность формирования выразительной (разговорной) и рецептивной речи: ребенок не понимает смысла сказанного, сложно повторить услышанное. В качестве компенсаторного средства может использоваться мимико-жестикуляционная речь.
• Консультация детского невролога. При первичном поступлении исследуются перинатальные факторы риска, психомоторное развитие ребенка и текущий неврологический статус. В зависимости от показаний назначают инструментальную диагностику: ЭЭГ, УЗИ сосудов головы и шеи, РГ краниовертебрального перехода, МРТ головного мозга.
• Консультация детского ЛОР-врача. Позволяет оценить состояние физического слуха и исключить его снижение. Для этого проводится регистрация аудиограммы, акустического ствола ВП. При необходимости ребенка консультирует сурдолог.
• Консультация нейропсихолога. Нейропсихологический подход позволяет выявить нарушения слухоречевой памяти и внимания, артикуляционную апраксию и слуховую агнозию. Исследуются особенности двигательной, поведенческой, волевой сферы. Сохранившиеся душевные ресурсы определяются на строительно-коррекционную работу.
• Консультация логопеда. В процессе диагностики устной речи оценивается структура и симптомы речевого сбоя. При сенсомоторной алалии определяется недостаточность формирования выразительной (разговорной) и рецептивной речи: ребенок не понимает смысла сказанного, сложно повторить услышанное. В качестве компенсаторного средства может использоваться мимико-жестикуляционная речь.
Dif. diagnostics
На этапе диагностики необходимо исключить временную задержку речевого развития, нейросенсорную и кондуктивную тугоухость, нарушения аутистического спектра и олигофрению. Иногда правильный диагноз можно установить только при динамическом наблюдении за ребенком, что требует повторных посещений специалистов.
Treatment
При лечении сенсомоторной алалии используется биопсихосоциальный подход. Для нормализации нейродинамических процессов и создания благоприятных условий для логопеда назначается медикаментозная терапия (ноотропы, нейропротекторы, нейропептиды, витамины группы В, сосудистые препараты). Физиотерапия (транскраниальная микрополяризация, микротоковая рефлексотерапия, магнитотерапия и электрофорез по ШОП), мануальные техники (массаж, остеопатия) доказали стимулирующее действие на центральную нервную систему.
Детям с сенсомоторными нарушениями речи необходимы ежедневные занятия с логопедом, поэтому ребенка с алалией следует направить в логопедическую группу в дошкольном учреждении (для детей с ОНР). На начальном этапе ребенка учат воспринимать сначала невербальные окружающие звуки, а затем речь. В дальнейшем ведется работа по расширению словарного запаса, как пассивного, так и активного, за счет словесных конструкций. Используется зависимость от сохраненного зрительного анализатора (визуализация образов, предметов), формируется соотношение зрительного и звукового образа слова.
С 4 лет детей с сенсомоторной алалией учат грамоте: письму, общему чтению. С расширением словарного запаса и появлением фразы акцент смещается на совершенствование фонетико-фонематической системы, слоговой структуры слова. Занятия следует проводить 4-5 раз в неделю с соблюдением единого речевого режима, как в группе, так и дома. Продолжительность коррекции сенсомоторной алалии - 3-4 года.
Для развития речевой кинестезии проводят артикуляционную гимнастику и логомассаж. Из методов нейрокоррекции сенсомоторной алалии эффективны упражнения на межполушарное взаимодействие, стимуляция мозжечка, терапия Томатиса.
Детям с сенсомоторными нарушениями речи необходимы ежедневные занятия с логопедом, поэтому ребенка с алалией следует направить в логопедическую группу в дошкольном учреждении (для детей с ОНР). На начальном этапе ребенка учат воспринимать сначала невербальные окружающие звуки, а затем речь. В дальнейшем ведется работа по расширению словарного запаса, как пассивного, так и активного, за счет словесных конструкций. Используется зависимость от сохраненного зрительного анализатора (визуализация образов, предметов), формируется соотношение зрительного и звукового образа слова.
С 4 лет детей с сенсомоторной алалией учат грамоте: письму, общему чтению. С расширением словарного запаса и появлением фразы акцент смещается на совершенствование фонетико-фонематической системы, слоговой структуры слова. Занятия следует проводить 4-5 раз в неделю с соблюдением единого речевого режима, как в группе, так и дома. Продолжительность коррекции сенсомоторной алалии - 3-4 года.
Для развития речевой кинестезии проводят артикуляционную гимнастику и логомассаж. Из методов нейрокоррекции сенсомоторной алалии эффективны упражнения на межполушарное взаимодействие, стимуляция мозжечка, терапия Томатиса.
Forecast
К хорошим результатам приводит интенсивная системная коррекция алалии. Ребенок постепенно осваивает все виды речи, вступает в активное общение с окружающими, успешно получает общее образование. Напротив, неполностью скорректированная сенсомоторная алалия является фактором риска определенных нарушений в развитии академических навыков (дислексия, дисграфия, дисорфография). Последующее наблюдение и помощь логопеда необходимы ребенку на протяжении всей начальной школы.
Профилактика серьезных речевых нарушений, в том числе сенсомоторной алалии, начинается во внутриутробном периоде. Необходимо исключить или минимизировать потенциальные этиологические факторы, вызывающие раннее органическое поражение мозга у плода и новорожденного. При обнаружении задержки речевого развития требуется немедленный вызов логопеда.
Профилактика серьезных речевых нарушений, в том числе сенсомоторной алалии, начинается во внутриутробном периоде. Необходимо исключить или минимизировать потенциальные этиологические факторы, вызывающие раннее органическое поражение мозга у плода и новорожденного. При обнаружении задержки речевого развития требуется немедленный вызов логопеда.
References
1. Расстройство экспрессивной и рецептивной речи: от этиологии до лечения/ Заболотная А.М., Макарина-Кибак Л.Э., Гребень С.А. Медицинские новости. 2013.
2. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики/ Бобылова М.Ю., Капустина А.А., Браудо Т.А., Абрамов М.О., Клепиков Н.И. и // Русский журнал детской неврологии. 2017.
3. Сенсорная алалия: речевой онтогенез, клинические проявления, подходы к диагностике и коррекции/ Белоусова М.В., Меркулова В.А. Практическая медицина. 2016.
4. Импрессивная (сенсорная) алалия/ Александрова Н.Ш., Александрова О.А. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016. 116(11).
2. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики/ Бобылова М.Ю., Капустина А.А., Браудо Т.А., Абрамов М.О., Клепиков Н.И. и // Русский журнал детской неврологии. 2017.
3. Сенсорная алалия: речевой онтогенез, клинические проявления, подходы к диагностике и коррекции/ Белоусова М.В., Меркулова В.А. Практическая медицина. 2016.
4. Импрессивная (сенсорная) алалия/ Александрова Н.Ш., Александрова О.А. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016. 116(11).