Description
Устранение дефекта. Это постоянные и регулярно повторяющиеся замены мягких согласных на соответствующие жесткие пары и наоборот. Дефекты размягчения и твердости чаще встречаются в структуре возрастных нарушений языка, дислалии, дизартрии и потери слуха. Во время диагностики проверяется состояние слуха, структура и подвижность артикуляционной системы, звукообразование и слуховая дифференциация. Специфика логопедической работы зависит от типа и причины дефекта, включая развитие основной артикуляционной структуры, развитие фонематических процессов и развитие жесткой и мягкой дифференциации фонем.
Classification
Дефекты твердости и мягкости могут охватывать любую пару звуков, различающихся по этой характеристике. Отсутствие произношения может повлиять на все фонемы в речи (полностью) или только на некоторые (частично). По своему механизму нарушения твердости / мягкости бывают фонетико-фонематическими (с нарушением артикуляции и слухового восприятия) или чисто фонематическими (с затруднением слуховой дифференциации):
• Замените мягкие согласные на твердые. Возникает при недостаточном сгибании и сближении тыльной стороны языка с нёбом, а также при тугоухости и несформированном фонематическом слухе (фонетико-фонематический дефект).
• Замена жестких согласных на мягкие. Палатализация возникает из-за чрезмерного натяжения и чрезмерного приподнимания средней части спинки языка (фонетико-фонематический дефект).
• Смешайте вместе жесткие и мягкие фонемы. Это подразумевает правильное и неправильное употребление пар звуков в зависимости от их положения в слове. Встречается у детей с нарушением слуха и слабо развитой дифференцировкой слуха (фонематический дефект).
К развитию дефекта смягчения предрасполагают отсутствие у ребенка формирования фонематических процессов и кинестезии речи, снижение физического слуха, нарушения строения органов артикуляции и изменение тонуса артикуляционных мышц. По своим психолого-педагогическим характеристикам такие дети относятся к группе FFN или OHR.
• Замените мягкие согласные на твердые. Возникает при недостаточном сгибании и сближении тыльной стороны языка с нёбом, а также при тугоухости и несформированном фонематическом слухе (фонетико-фонематический дефект).
• Замена жестких согласных на мягкие. Палатализация возникает из-за чрезмерного натяжения и чрезмерного приподнимания средней части спинки языка (фонетико-фонематический дефект).
• Смешайте вместе жесткие и мягкие фонемы. Это подразумевает правильное и неправильное употребление пар звуков в зависимости от их положения в слове. Встречается у детей с нарушением слуха и слабо развитой дифференцировкой слуха (фонематический дефект).
К развитию дефекта смягчения предрасполагают отсутствие у ребенка формирования фонематических процессов и кинестезии речи, снижение физического слуха, нарушения строения органов артикуляции и изменение тонуса артикуляционных мышц. По своим психолого-педагогическим характеристикам такие дети относятся к группе FFN или OHR.
Reasons
Смягчение (смягчение) согласных или замена мягких фонем на твердые считается нормальным явлением при физиологической дислалии. Все дети в развитии речи проходят стадию возрастной невнятной речи, что связано с недостаточной сформированностью движений органов артикуляции и фонематического слуха. Чаще встречается более мягкое произношение, но также возможен дефект твердости. Примерно через 4,5-5 лет вместе с улучшением фонетических и фонематических процессов исчезают дефекты произношения звуков.
Нарушения размягчения и твердости характерны для функциональной (слухофонематической, артикуляционно-фонематической) и механической дислалии. К прямым производственным факторам относятся:
• отсутствие образования акустической дифференциации;
• слабость язычных мышц;
• готическое небо.
При неоправданной палатализации согласных детская речь превращается в «шепелявость»: «мотыги» вместо «тапочки», «дёмик» вместо «домик». При отсутствии сглаживания речь теряет плавность, длину, мелодичность. Ребенок говорит «тота» вместо «тётя», «лублу» вместо «любовь». При дислалии часто встречаются полиморфные комбинированные нарушения звукового произношения, например сигма + ротацизм + дефект смягчения.
При дизартрии дефект мягкости или твердости может быть следствием повышенного тонуса (спастичности) или пареза языка, гиперкинезии. В то же время высокий мышечный тонус в средней трети спинки языка вызывает смягчение жестких согласных (псевдобульбарная дизартрия) и паретизм и летаргия - исчезновение палатализации (бульбарная дизартрия). Подобные нарушения наблюдаются и при очищенной дизартрии мозжечка.
Снижение биологического слуха - врожденная или ранняя потеря слуха у детей - затрудняет восприятие языка других и слуховой контроль над собственным звуком. У слабослышащих детей дефект смягчения часто сочетается с дефектом голоса, сигматизмом, ротацией, паразигматизмом. Отмечается монотонность и гнусавость голоса.
Нарушения размягчения и твердости характерны для функциональной (слухофонематической, артикуляционно-фонематической) и механической дислалии. К прямым производственным факторам относятся:
• отсутствие образования акустической дифференциации;
• слабость язычных мышц;
• готическое небо.
При неоправданной палатализации согласных детская речь превращается в «шепелявость»: «мотыги» вместо «тапочки», «дёмик» вместо «домик». При отсутствии сглаживания речь теряет плавность, длину, мелодичность. Ребенок говорит «тота» вместо «тётя», «лублу» вместо «любовь». При дислалии часто встречаются полиморфные комбинированные нарушения звукового произношения, например сигма + ротацизм + дефект смягчения.
При дизартрии дефект мягкости или твердости может быть следствием повышенного тонуса (спастичности) или пареза языка, гиперкинезии. В то же время высокий мышечный тонус в средней трети спинки языка вызывает смягчение жестких согласных (псевдобульбарная дизартрия) и паретизм и летаргия - исчезновение палатализации (бульбарная дизартрия). Подобные нарушения наблюдаются и при очищенной дизартрии мозжечка.
Снижение биологического слуха - врожденная или ранняя потеря слуха у детей - затрудняет восприятие языка других и слуховой контроль над собственным звуком. У слабослышащих детей дефект смягчения часто сочетается с дефектом голоса, сигматизмом, ротацией, паразигматизмом. Отмечается монотонность и гнусавость голоса.
Diagnostics
Логопедические диагнозы должны решать следующие задачи: выявить причину дефекта затухания и определить спектр сопутствующих речевых расстройств, которые необходимо исправить. Учитывая предполагаемые этиологические факторы, ребенку может потребоваться посещение детского невролога, ортодонта и отоларинголога. План обследования включает:
• Поиск статуса слуха. Первичная диагностическая информация получается путем настройки на слух и записи аудиограммы. Для установления причин потери слуха информативной может быть компьютерная томография височных костей.
• Неврологическое обследование. Для определения формы и степени тяжести неврологического расстройства назначают электрофизиологическую диагностику: ЭЭГ, электронейромиографию. Для выявления очаговых поражений используется диагностическая нейровизуализация - МРТ головного мозга.
• Диагностика устной речи. Во время консультации логопед-дефектолог исследует строение артикуляционного аппарата, подвижность губ и языка, а также способность удерживать и переключать модели артикуляции. Проверяется произношение звука, умение различать фонемы на слух. Выявляются все имеющиеся дефекты речи, разрабатывается план корректирующей логопедической работы.
• Поиск статуса слуха. Первичная диагностическая информация получается путем настройки на слух и записи аудиограммы. Для установления причин потери слуха информативной может быть компьютерная томография височных костей.
• Неврологическое обследование. Для определения формы и степени тяжести неврологического расстройства назначают электрофизиологическую диагностику: ЭЭГ, электронейромиографию. Для выявления очаговых поражений используется диагностическая нейровизуализация - МРТ головного мозга.
• Диагностика устной речи. Во время консультации логопед-дефектолог исследует строение артикуляционного аппарата, подвижность губ и языка, а также способность удерживать и переключать модели артикуляции. Проверяется произношение звука, умение различать фонемы на слух. Выявляются все имеющиеся дефекты речи, разрабатывается план корректирующей логопедической работы.
Treatment
Дефекты твердости и мягкости неизбежно отражаются на письме. В школьные годы детям с подобными неисправленными проблемами ставится диагноз акустическая дисграфия. Поэтому занятия логопедом нужно начинать в старшем дошкольном возрасте. Индивидуальный маршрут зависит от типа нарушения.
Ребенку объясняют разницу между твердыми и мягкими согласными, проигрывают важнейшие отличительные особенности звуков. Упражнения используются, чтобы различать квазиомонимы, отображать профили артикуляции, работать с парами изображений для смешанных звуков. На этом этапе важно развить у ребенка визуальный и кинестетический контроль.
Для создания звуков используются методы имитации и объяснения, механический метод. Разные авторы предлагают разную последовательность обработки тона в случае дефекта пластификатора. Самая распространенная схема: переднеязычная, губно-зубная, губная, свистящая, звонкая. В то же время различие между небными и палатализованными согласными проводится как по слуху, так и по произношению.
Ребенку объясняют разницу между твердыми и мягкими согласными, проигрывают важнейшие отличительные особенности звуков. Упражнения используются, чтобы различать квазиомонимы, отображать профили артикуляции, работать с парами изображений для смешанных звуков. На этом этапе важно развить у ребенка визуальный и кинестетический контроль.
Для создания звуков используются методы имитации и объяснения, механический метод. Разные авторы предлагают разную последовательность обработки тона в случае дефекта пластификатора. Самая распространенная схема: переднеязычная, губно-зубная, губная, свистящая, звонкая. В то же время различие между небными и палатализованными согласными проводится как по слуху, так и по произношению.
Preparation
Если палатализация согласных происходит из-за высокого мышечного тонуса задней части языка, работу следует начинать со снятия напряжения его мускулов. На первом этапе расслабляющий массаж языка с упором на среднюю часть, артикуляционная гимнастика (упражнения «Шпатель», «Накажи непослушный язык», «Жуй грушу» - «разжевывая» медицинский шприц №1, поглаживание языка губами).
При размягчении и слабости мышц языка наоборот, усилия логопеда должны быть направлены на активизацию язычных мышц. Прибегают к активизирующему логопедическому массажу и упражнениям («Скольжение», «Катушка», прикусывание языка зубами). В обоих случаях внимание уделяется развитию мягкой моторики и речевого дыхания.
При размягчении и слабости мышц языка наоборот, усилия логопеда должны быть направлены на активизацию язычных мышц. Прибегают к активизирующему логопедическому массажу и упражнениям («Скольжение», «Катушка», прикусывание языка зубами). В обоих случаях внимание уделяется развитию мягкой моторики и речевого дыхания.
The methodology of the study
Медсанчасть подключается при нарушении иннервации. Включает медикаментозную терапию, физиотерапию, рефлексотерапию, физиотерапию, гидротерапию. Детям с нарушениями слуха показаны слуховые аппараты для правильного исправления фонетико-фонематических дефектов и правильного развития речи.