Description
Невнятная речь. Это плохо разборчивая речь из-за нечеткой артикуляции. Это может произойти при алкогольной интоксикации, опухолях головного мозга, нейродегенеративных процессах, дизартрии, ринолалии, тугоухости, использовании неподходящих протезов, вывихе челюсти. Для диагностики этиофакторов невнятной речи проводятся неврологические, логопедические, отоларингологические, стоматологические осмотры. С целью восстановления речевой функции проводится этиотропное и патогенетическое лечение ведущей патологии, проводятся занятия корректирующей логопедией.
Reasons
Дизартрия.
Сам термин «дизартрия» переводится как «нарушение артикулированного произношения». Нарушения речи отмечаются при большинстве видов дизартрических расстройств: псевдобульбарной, бульбарной, экстрапирамидной, мозжечковой дизартрии. Причина нарушения моторики речи - поражение черепных нервов, кровоснабжающих артикуляционную систему. Дизартрия может развиваться при следующих нозологиях:• детский церебральный паралич;
• Болезнь Паркинсона;
• удары;
• черепно-мозговая травма;
• нейроинфекции;
• опухоли головного мозга;
• печеночная энцефалопатия и.
Из-за неточной артикуляции, плохой разборчивости для окружающих устная речь дизартрика характеризуется метафорой «закипевшая во рту». Существенно искажено произношение почти всех групп звуков: гласных и согласных. В результате гиперсаливации появляются характерные бесшумные оттенки, снижающие разборчивость произношения.
Наряду с фонетикой страдает просодия речи. Слабый, сухой, прерывистый, хриплый голос с гнусавым оттенком. Речь однообразная, медленная, отсутствует интонационная выразительность и эмоциональная окраска высказывания. Дыхание поверхностное, аритмичное, задержка речи ослаблена. Все это затрудняет понимание формулировки речи.
Качество речи ухудшается пропорционально степени тяжести и распространенности пареза и паралича ротовой, голосовой и дыхательной мышц. Учитывая степень недостаточности иннервации, нарушения речи могут варьироваться от легких «нечетких» со стертой дизартрией до нарушений речи и даже полного ее отсутствия - анартрии - в тяжелых формах.
Diagnostics
Тактика диагностического обследования зависит от предполагаемых причин нарушения речи. Алгоритм включает медико-педагогические аспекты: первый позволяет установить нозологический диагноз, второй - установить основной механизм и степень нарушения речи:
• Неврологическая диагностика. Показан пациентам с дизартрией. МРТ головного мозга проводится для визуализации очаговых поражений головного мозга. Для оценки степени тяжести паралича и пареза суставных мышц используются электрофизиологические исследования: ЭНГ, ЭМГ.
• Стоматологическое обследование. Это необходимо людям, страдающим адентией, вывихом челюсти, некачественными протезами. Диагностика может включать рентген ВНЧС, ортопантомографию, компьютерную томографию челюстей. Для изготовления протезов делают оттиски, отливают диагностические модели.
• Хирургическое обследование. Если нарушение речи связано с потерей слуха, записываются аудиограмма, отоакустическая эмиссия и слуховая ПЭ. Пациента консультирует сурдолог с результатами исследования.
• Осмотр горла. Во время фарингоскопии перитонзиллярный абсцесс визуализируется как сферическое колеблющееся образование. Слизистая оболочка гиперемирована, на месте самой большой выпуклости может проступать гной. Иногда в дифференциальных целях проводят пробную пункцию абсцесса.
• Логопедическое обследование. Оценка состояния устной речи необходима при дизартрии и ринолалии. Логопед выявляет трудности с артикуляцией, дефекты звукового произношения (подстановки, искажения, пропуски), грамматики, определяет последовательность и разборчивость речи.
Логопедические занятия.
• Неврологическая диагностика. Показан пациентам с дизартрией. МРТ головного мозга проводится для визуализации очаговых поражений головного мозга. Для оценки степени тяжести паралича и пареза суставных мышц используются электрофизиологические исследования: ЭНГ, ЭМГ.
• Стоматологическое обследование. Это необходимо людям, страдающим адентией, вывихом челюсти, некачественными протезами. Диагностика может включать рентген ВНЧС, ортопантомографию, компьютерную томографию челюстей. Для изготовления протезов делают оттиски, отливают диагностические модели.
• Хирургическое обследование. Если нарушение речи связано с потерей слуха, записываются аудиограмма, отоакустическая эмиссия и слуховая ПЭ. Пациента консультирует сурдолог с результатами исследования.
• Осмотр горла. Во время фарингоскопии перитонзиллярный абсцесс визуализируется как сферическое колеблющееся образование. Слизистая оболочка гиперемирована, на месте самой большой выпуклости может проступать гной. Иногда в дифференциальных целях проводят пробную пункцию абсцесса.
• Логопедическое обследование. Оценка состояния устной речи необходима при дизартрии и ринолалии. Логопед выявляет трудности с артикуляцией, дефекты звукового произношения (подстановки, искажения, пропуски), грамматики, определяет последовательность и разборчивость речи.
Логопедические занятия.
Classification
Содержание медицинской помощи зависит от основной патологии, которая привела к языковым расстройствам. Используются как терапевтические, так и хирургические подходы, а также реабилитационные и восстановительные мероприятия:
• Неврологическое лечение. Нейрохирургическое вмешательство необходимо пациентам с опухолями головного мозга, гематомами и переломами черепа. При сосудистых и нейродегенеративных патологиях проводится длительная (часто пожизненная) медикаментозная терапия. Нейропсихологическая коррекция проводится по показаниям.
• Стоматологическое лечение. Показано при дефектах челюсти и лица, ортопедических проблемах. Производятся протезы протезирования или фиксация ранее установленных зубных протезов, зубных имплантатов. В случае травматического смещения суставных поверхностей вывих височно-нижнечелюстного сустава уменьшается. Детям с трещинами на лице лечат хирургическим путем - хейлопластику, уранопластику.
• Аудиологическое лечение. После установления типа и степени потери слуха выбирается идеальный метод слухового аппарата. При нейросенсорной тугоухости ребенку необходим слуховой аппарат, в случае значительной потери слуха (потеря слуха IV степени, глухота) - кохлеарный имплант.
• Лечение ЛОР патологии. При ангине назначают антибактериальную терапию, полоскание горла антисептиками, лечебную физкультуру поднижнечелюстной области. Когда паратонзиллярный абсцесс созревает, его вскрывают хирургическим путем.
• Медицинская реабилитация. Это важнейший компонент комплексной терапии. Включает физиотерапию, механотерапию, кинезиотерапию, занятия массажем. В некоторых случаях пациентам требуется сенсорная психостимуляция, подбор индивидуальных ассистентов-ортопедов, медицинская и социальная поддержка.
Содержание курсов логопеда и используемые методы различаются в зависимости от структуры дефекта речи. Однако в любом случае для преодоления речевых нарушений необходимо развивать артикуляторную моторику, улучшать навыки произношения. Для этого в практике логопедии используются следующие методы:
• дыхательная и артикуляционная гимнастика;
• логопедический массаж;
• миофункциональная коррекция;
• логопедическая запись;
• нервно-мышечная стимуляция с помощью аппарата VocaStim.
В рамках речевой реабилитации после слуховых аппаратов представлены уроки с глухим преподавателем. Людям, носящим протезы в период адаптации, рекомендуется больше говорить, читать и медленно вслух считать, а также практиковаться в произношении «сложных» звуков и звуковых комбинаций. При систематических упражнениях постепенно уменьшаются речевые нарушения, во многих случаях достигается четкое и внятное произношение.
• Неврологическое лечение. Нейрохирургическое вмешательство необходимо пациентам с опухолями головного мозга, гематомами и переломами черепа. При сосудистых и нейродегенеративных патологиях проводится длительная (часто пожизненная) медикаментозная терапия. Нейропсихологическая коррекция проводится по показаниям.
• Стоматологическое лечение. Показано при дефектах челюсти и лица, ортопедических проблемах. Производятся протезы протезирования или фиксация ранее установленных зубных протезов, зубных имплантатов. В случае травматического смещения суставных поверхностей вывих височно-нижнечелюстного сустава уменьшается. Детям с трещинами на лице лечат хирургическим путем - хейлопластику, уранопластику.
• Аудиологическое лечение. После установления типа и степени потери слуха выбирается идеальный метод слухового аппарата. При нейросенсорной тугоухости ребенку необходим слуховой аппарат, в случае значительной потери слуха (потеря слуха IV степени, глухота) - кохлеарный имплант.
• Лечение ЛОР патологии. При ангине назначают антибактериальную терапию, полоскание горла антисептиками, лечебную физкультуру поднижнечелюстной области. Когда паратонзиллярный абсцесс созревает, его вскрывают хирургическим путем.
• Медицинская реабилитация. Это важнейший компонент комплексной терапии. Включает физиотерапию, механотерапию, кинезиотерапию, занятия массажем. В некоторых случаях пациентам требуется сенсорная психостимуляция, подбор индивидуальных ассистентов-ортопедов, медицинская и социальная поддержка.
Содержание курсов логопеда и используемые методы различаются в зависимости от структуры дефекта речи. Однако в любом случае для преодоления речевых нарушений необходимо развивать артикуляторную моторику, улучшать навыки произношения. Для этого в практике логопедии используются следующие методы:
• дыхательная и артикуляционная гимнастика;
• логопедический массаж;
• миофункциональная коррекция;
• логопедическая запись;
• нервно-мышечная стимуляция с помощью аппарата VocaStim.
В рамках речевой реабилитации после слуховых аппаратов представлены уроки с глухим преподавателем. Людям, носящим протезы в период адаптации, рекомендуется больше говорить, читать и медленно вслух считать, а также практиковаться в произношении «сложных» звуков и звуковых комбинаций. При систематических упражнениях постепенно уменьшаются речевые нарушения, во многих случаях достигается четкое и внятное произношение.