Description
Искажение звуков. Это акустически ненормальное произношение фонем. Для него характерно использование в речи вариантов звукового произношения, отсутствующих в фонетике русского языка. Возникает при двуязычии, дислалии, ринолалии, дизартрии. Искажение звуков диагностируется при обследовании речи. Исправление неправильного произношения проводится в основном логопедическими методами (артикуляционная гимнастика, звукоизвлечение, автоматизация). Иногда дополнительно требуется ортодонтическая коррекция, хирургическое удаление аномалий верхней челюсти, неврологическое лечение.
Classification
В отечественной логопедии искажение звуков относят к фонетическим (моторным, антропофоническим) дефектам, при которых видоизменяется звуковая структура. В отличие от замены или отсутствия фонем, искажение не является физиологическим и не проходит самостоятельно. Существует несколько типов и множество подтипов искажения звуков. Они обозначаются терминами, образованными от соответствующих греческих букв:
• Ротацизм (картавость). Дефектное произношение звука [Р] и его мягкой пары [Р′].
• Сигматизм (шепелявость). Искажение свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) и шипящих звуков ([Ш],[Щ], [Ж], [Ч]).
• Ламбдацизм. Неправильное произнесение звуков [Л-Л′].
• Йотацизм. Ненормативная артикуляция звука [Й];
• Дефекты артикуляции задненебных звуков. Гаммацизм - искажение [Г-Г′], каппацизм - [К-К′], хитизм - [Х-Х′].
При речевых нарушениях часто искаженно произносятся звуки различных групп, имеют место полиморфные дефекты: ротацизм+сигматизм, ротацизм+ламбдацизм, сигматизм шипящих+дефекты заднеязычных Статистически чаще искажается произношение переднеязычных фрикативных (шипящих и свистящих), реже - задне- и среднеязычных. По своему логопедическому статусу дети с искажением звуков могут относиться к группе ФН, ФФН или ОНР.
• Ротацизм (картавость). Дефектное произношение звука [Р] и его мягкой пары [Р′].
• Сигматизм (шепелявость). Искажение свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) и шипящих звуков ([Ш],[Щ], [Ж], [Ч]).
• Ламбдацизм. Неправильное произнесение звуков [Л-Л′].
• Йотацизм. Ненормативная артикуляция звука [Й];
• Дефекты артикуляции задненебных звуков. Гаммацизм - искажение [Г-Г′], каппацизм - [К-К′], хитизм - [Х-Х′].
При речевых нарушениях часто искаженно произносятся звуки различных групп, имеют место полиморфные дефекты: ротацизм+сигматизм, ротацизм+ламбдацизм, сигматизм шипящих+дефекты заднеязычных Статистически чаще искажается произношение переднеязычных фрикативных (шипящих и свистящих), реже - задне- и среднеязычных. По своему логопедическому статусу дети с искажением звуков могут относиться к группе ФН, ФФН или ОНР.
Reasons
Причины искажения звуков.
Искаженное звуковое произношение обычно связано с анатомическими аномалиями строения периферических органов артикуляции или их функциональной незрелостью. В результате формируются компенсаторные паттерны артикуляции, не обеспечивающие акустической нормы. Искаженные звуки напоминают правильную речь только на расстоянии.Искажения звуков при аномалиях зубочелюстной системы часто представлены различными видами сигматизма, дефектами переднеязычных и губно-зубных звуков. Струя воздуха выходит через промежутки между зубами. Свист и шипение становятся излишне громкими, с мягким блеском; Гласные трудно понять.
При аномалиях и слабости мускулов языка обычно нарушается вибрация и шипение и отмечается боковой сигматизм шипения. Произношение может быть нечетким. Неадекватное закрытие губ приводит к искажению губ и губно-зубных звуков. Возможно неправильное артикуляция лабиализированных гласных (_2_.
Во всех случаях при дислалии наблюдается только нарушение звукового произношения. Другие компоненты речи (голос, просодия, лексика и грамматика, словарное разнообразие) остаются неизменными.
Diagnostics
Особенности речевых функций исследует логопед при индивидуальном обследовании. Для некоторых нозологий показана стоматологическая и неврологическая диагностика. Логопедическая диагностика включает несколько последовательных этапов:
• Осмотр органов сочленения. Изучается строение периферических органов речи (рот, зубы, нижняя челюсть, язык, небо) и их подвижность. Для этого проводится визуальный осмотр и выполняется ряд динамических упражнений. В случае определенных анатомических дефектов и функциональных отклонений у испытуемого могут быть допущены определенные нарушения речи.
• Диагностика устной речи. Акцент делается на произношении звуков. Имеются фонетические (искажения) и фонематические (смешение, замены) недостатки, а также нарушения слоговой структуры. Также исследуются структура фонематических функций, связная речь, лексико-грамматическая структура языка.
• Осмотр органов сочленения. Изучается строение периферических органов речи (рот, зубы, нижняя челюсть, язык, небо) и их подвижность. Для этого проводится визуальный осмотр и выполняется ряд динамических упражнений. В случае определенных анатомических дефектов и функциональных отклонений у испытуемого могут быть допущены определенные нарушения речи.
• Диагностика устной речи. Акцент делается на произношении звуков. Имеются фонетические (искажения) и фонематические (смешение, замены) недостатки, а также нарушения слоговой структуры. Также исследуются структура фонематических функций, связная речь, лексико-грамматическая структура языка.
Treatment
Логопедическая работа.
Коррекционно-педагогический комплекс с искажением звуков вследствие дислалии и дизартрии реализуется в три этапа. У каждого из них свои цели и задачи, оно осуществляется с использованием специализированных методов и приемов:• Предварительный этап. Основные направления - подготовка артикуляционной базы, развитие четких артикуляционных структур, развитие слуховой памяти и внимания. В этот период выполняются артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие воздушного потока, логомассаж, игры на развитие мелкой моторики.
• Формирование правильного звукового произношения. Звукоизвлечение может осуществляться имитационным способом с использованием специальных логопедических устройств (зонды, заменители зондов, вспомогательные устройства) или смешанным. В будущем произнесение звука будет автоматизировано изолированно, по слогам и рядам слогов, в разных позициях в слове, в предложениях, предложениях, чистых текстах.
• Консолидация полученного звука в речи. На последнем этапе отрабатывается умение использовать новый звук в различных ситуациях общения. Осуществляется осознанный речевой самоконтроль.
При ринолалии корректирующая работа логопеда имеет свои особенности, она проводится в предоперационном и послеоперационном периоде. Перед операцией проводится звуковой этап доступных для артикуляции фонем, развитие голосового и речевого дыхания, специальный массаж. После операции расставляются и автоматизируются все остальные искаженные звуки, продолжается логопедия на нёбе, ведутся работы по ушиванию небно-глоточного закрытия и устранению носов.
Исправление искаженного произношения зуков.